Афанасий Великий и его христология "Логос-саркс"

Jul 15, 2013 10:08

В развитие поднимавшейся ранее в ЖЖ темы о бесстрастности Божества интересно обратить внимание на то, что Афанасий Александрийский, постоянно говоря о человеческом теле Христа, никогда не упоминает о его человеческой душе, что делает понятным происхождение взглядов его соратника Аполлинария. Афанасий не говорит "Христос страдал", но подчёркивает: ( Read more... )

христология, теология

Leave a comment

Comments 74

alexander_konev July 15 2013, 07:51:35 UTC
Интересно ещё отметить, что в "Против ариан" 1.45 Афанасий утверждает, что проблема "ариан" в том, что они полагают, будто Слово страдало на кресте в своём собственном бытии. Сам он постоянно повторяет, что страдало не Слово, а человеческое тело. По его утверждению, предположение о способности Слова страдать говорит о том, что Слово несовершенно, имеет недостаток божественности.
Тут дело даже не в том, что утверждение о страдании Слова в его собственном бытии просто приписана оппонентам Афанасия, и нет сведений о том, что кто-то из них на этом настаивал. Интереснее, что Афанасий, во-первых, понимает "communicatio idimatum" как чисто вербальную фигуру, не имеющую осмысленного значения, а во-вторых, не рассматривает возможности добровольного, невынужденного страдания Слова "из икономии", которое не "унижает" его предвечного бытия.

Reply


интересно chron_os July 15 2013, 08:17:03 UTC
но если св. Афанасий говорит, что страдал не Христос, а Его тело,то это уже не "оттенок" докетизма, а самая обыкновенная "кажимость". Или я не так понял ? Непонятно, как может страдать плоть без психики (без души)?

Reply

Re: интересно alexander_konev July 15 2013, 10:03:27 UTC
Моё впечатление таково, что он просто не продумал этот вопрос, слишком сосредоточившись на борьбе с оригеновской теорией о порождении Сына "волей Отца", которая ему казалось синонимичной творению "ex nihilo". Его так интересовал вопрос о вечном Логосе, что богочеловека Иисуса Христа он несколько оставил в тени.

Reply

Re: интересно chron_os July 15 2013, 14:45:25 UTC
вы имеете ввиду, что:
1. св. Афанисий: рождение Сына по любви;
2. Ориген: творение "ex nihilo" по необходимости.
Если так, то в этом - великая христианская интуиция св. Афанасия. (хотя у Оригена, может быть, не так просто как видится).

Reply

Re: интересно alexander_konev July 15 2013, 16:00:59 UTC
Афанасий говорит: по воле. У него интересный вариант психологической модели: Отец -- ум, Сын -- мышление (mind > rationality). Любовь это более поздний этап развития психологической модели.
А вот Ориген, что интересно, противопоставлял рождение по воле творению ex nihilo, и о необходимости ничего не говорил. В ходе споров IV века взгляды Оригена вообще нередко искажались в угоду полемическим интересам.

Reply


off_roader July 15 2013, 10:15:26 UTC
более-менее логическим способом ухода от этого христологического дуализма как раз и является линия христологии Афанасия-Аполлинария.//

Лучше, ИМХО, вернуться к Григорию Чудотворцу:

""В Боге не почитаются страданиями те страдания, которые по собственному хотению Он претерпел для общего блага человеческого рода... Кто при бесстрастии своей природы добровольно становится причастным страданиям, чтобы совершенно победить их, мы не говорим, что он подвергается страданиям, хотя бы своей волей он участвовал в страданиях.... Как мы можем не сказать, что Он бесстрастен, когда Он в Своих страданиях остается тем же, добровольно принимая на Себя человеческие страдания, но не претерпевая болезненных ощущений, проистекающих из человеческих страданий..." (отсюда http://apologia.narod.ru/earlyfat/fath/IIIage/greg_b.htm)

Кстати, последняя из приведённых фраз показывает, что Христос Мэла Гибсона не Христос Григория Чудотворца.

Reply

alexander_konev July 15 2013, 10:29:22 UTC
А как можно принять страдания, не принимая вытекающих из них болезненных ощущений? Мне кажется, что ощущения и есть страдания.

Reply

off_roader July 15 2013, 10:35:56 UTC
Просто Григорий Чудотворец исходит из опыта христианских мучеников первых веков, которых ничто не брало, как тех отроков в печи.

А Мэл Гибсон исходит из греховного понимания человека, не мыслит человека без болезненных ощущений. Чтобы разделять точку зрения Мэла Гибсона, ИМХО, не надо быть христианином, или быть таким христианином, которому Божества для полноценной жизни кажется недостаточным [тонкий намёк на противников Аполлинария :))]

Reply

alexander_konev July 15 2013, 11:26:13 UTC
То есть речь лишь о видимости страданий, если без неприятных ощущений? Так это разве не докетизм в чистом виде, ведь у докетов Христос на кресте страдал лишь по видимости?

Reply


mikhail_bar December 30 2013, 12:13:20 UTC
какой замечательный пример употребления большого
количества слов при минимальном(почти нулевом) стремлении к коммуникации и пониманию ( это я о позиции off_roader)

Reply


Leave a comment

Up