В развитие поднимавшейся ранее в ЖЖ темы о бесстрастности Божества интересно обратить внимание на то, что Афанасий Александрийский, постоянно говоря о человеческом теле Христа, никогда не упоминает о его человеческой душе, что делает понятным происхождение взглядов его соратника Аполлинария. Афанасий не говорит "Христос страдал", но подчёркивает:
(
Read more... )
Comments 74
Тут дело даже не в том, что утверждение о страдании Слова в его собственном бытии просто приписана оппонентам Афанасия, и нет сведений о том, что кто-то из них на этом настаивал. Интереснее, что Афанасий, во-первых, понимает "communicatio idimatum" как чисто вербальную фигуру, не имеющую осмысленного значения, а во-вторых, не рассматривает возможности добровольного, невынужденного страдания Слова "из икономии", которое не "унижает" его предвечного бытия.
Reply
Reply
Reply
1. св. Афанисий: рождение Сына по любви;
2. Ориген: творение "ex nihilo" по необходимости.
Если так, то в этом - великая христианская интуиция св. Афанасия. (хотя у Оригена, может быть, не так просто как видится).
Reply
А вот Ориген, что интересно, противопоставлял рождение по воле творению ex nihilo, и о необходимости ничего не говорил. В ходе споров IV века взгляды Оригена вообще нередко искажались в угоду полемическим интересам.
Reply
Лучше, ИМХО, вернуться к Григорию Чудотворцу:
""В Боге не почитаются страданиями те страдания, которые по собственному хотению Он претерпел для общего блага человеческого рода... Кто при бесстрастии своей природы добровольно становится причастным страданиям, чтобы совершенно победить их, мы не говорим, что он подвергается страданиям, хотя бы своей волей он участвовал в страданиях.... Как мы можем не сказать, что Он бесстрастен, когда Он в Своих страданиях остается тем же, добровольно принимая на Себя человеческие страдания, но не претерпевая болезненных ощущений, проистекающих из человеческих страданий..." (отсюда http://apologia.narod.ru/earlyfat/fath/IIIage/greg_b.htm)
Кстати, последняя из приведённых фраз показывает, что Христос Мэла Гибсона не Христос Григория Чудотворца.
Reply
Reply
А Мэл Гибсон исходит из греховного понимания человека, не мыслит человека без болезненных ощущений. Чтобы разделять точку зрения Мэла Гибсона, ИМХО, не надо быть христианином, или быть таким христианином, которому Божества для полноценной жизни кажется недостаточным [тонкий намёк на противников Аполлинария :))]
Reply
Reply
количества слов при минимальном(почти нулевом) стремлении к коммуникации и пониманию ( это я о позиции off_roader)
Reply
Leave a comment