Если мы утверждаем, что Бог предназначает благодать спасения всем людям (Карл Ранер говорит о «трансцендентальном Откровении», другие авторы - об Откровении «универсальном»), то как мы объясняем связь этой универсальной благодати с христианским Откровением, которое также называют «специальным» либо «категориальным»? Теологи называют «трансцендентальным Откровением» прямую коммуникацию Бога с каждым человеком, приходящим в мир. Благодатное действие Бога таинственным образом включено в интеллектуальную и волящую динамику человеческой деятельности. Эта трансцендентальная открытость является первичным горизонтом нашей экзистенции, в которой разворачивается действие человека. Если человек вверяется такой благодати, то совершает свой путь ко спасению, даже если он не знает имени подлинного источника благодати, и даже не знает о его существовании.
Христианское Откровение тоже подразумевает внутреннюю работу благодати в душе человека. Новый Завет использует для неё различные названия: «привлечение» (см. Ин 6,44), «просвещение» (см. 2 Кор 4,4-6), «помазание» (см. 2 Кор 1,22), «свидетельство Духа» (1 Ин 5,6), а также говорит о внутреннем «откровении» (см. Мф 11,25; 16,17). Эта внутренняя работа Духа остаётся скрытой от самого человека: так, в Мф 16,17 Христос объясняет Петру то, что слова апостола были вызваны благодатью Отца, действовавшей как бы «инкогнито». В категориях человеческого языка это внутреннее действие Божией благодати становится определено и осознано лишь благодаря категориальному, или историческому Откровению. Лишь благодаря Евангелию мы узнаём об универсальном спасительном действии Бога и том, что Бог даёт средства спасения каждому человеку. Но при этом от человека ожидается, что он сделает выбор веры, вовлекающий в его главное решение всю его жизнь. Этот выбор является очень важным делом для того, кто обладает разумной природой.
Мы должны понимать, что трансцендентальное Откровение без света, проливаемого категориальным историческим Откровением, остаётся недостаточно ясным, и опыт такого Откровения может быть истолкован в пантеистическом, деистическом либо даже атеистическом ключе. Поэтому Откровение не следует приравнивать к спасительной благодати Бога: иначе христианское историческое Откровение будет выглядеть лишь одним из эпизодов универсальной истории спасения. Ни в коем случае нельзя понимать «категориальное Откровение» как один из сегментов «Откровения трансцендентального»: ведь само осмысление последнего как Божия Откровения стало возможно только благодаря тому, что состоялось «историческое» Откровение Бога. Онтологически же универсальная история спасения возможна лишь благодаря тому, что через Иисуса Христа всем людям, как жившим до Христа, так и после него, сообщается благодать спасения.
Литература: Rene Latourelle, «Rivelazione» in Dizionario di Teologia Fondamentale, 1990, pp. 1013-1065