Хайдеггеровская критика томизма говорит, что Фома рассматривает как предмет "первой философии" частное сущее, а не Бытие (Seiende, а не Sein, ens а не Esse). Раз Фома объясняет конкретное сущее (ens) через принципы essentia и esse, что на языке Хайдеггера соответствует объяснению das Seiende (= ens) через его Sein (= esse) и Wassein (= essentia),
(
Read more... )
Вот здесь идея Хайдеггера что Бытие, становясь, является через частное бытие, то есть через человека -- это же верно в свей сути (философ не внеисторичен).
Насчёт неплатонизма. Если смотреть того же Жильсона, то видно, к примеру, что аргументация Фомы в "Сумме против язычников" несколько не такая, как в "Сумме Теологии", она предполагает платонические подходы. Потом, Вы писали о влиянии Авиценны на Фому. Вопрос об отделении esse от essentia был поставлен ещё Авиценной. Но он тоже был "аристотелизирующий неоплатоник".
А само недетерминированное как принцип полноты (Единое или Эссе) -- это тоже признак того, что был синтез. Ну ведь не чистый же аристотелизм, в самом деле? Было и novum, конечно.
Reply
(The comment has been removed)
(The comment has been removed)
Но Хайдеггер это как бы воздух философии XX века всё-таки. С учётом того, что в семинарии нам его не читали, я считаю своим долгом разобраться в проблеме, а иначе не смогу толком реагировать и на богословие, строящееся во многом на Хайдеггеровых интуициях. Тот же Лонерган, Ранер.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
There is a simpler and deeper vocabulary of Being in Thomas Aquinas than is provided by the words
actus, potentia, and essentia. The really operative vocabulary in St. Thomas' metaphysics is the distinction between esse and ens, between unparticipated esse, ipsum esse per se subsistens, and the participating ens, the ens which is an ens only inasmuch as it is habens esse. Thomas' thought moves in a sphere which is closer to Heidegger's ontological difference, which is best expressed by that difference, and whose true intent is not served by the traditional formulas.
Разве причастность сущих Бытию не была действительно затемнена языком "изготовления"? Вот ещё одно: Капуто говорит, что для аристотелика совершенство выражается в форме. Но для Фомы совершенство это Бытие, а форма это негативный, ограничивающий бытие принцип. Я сам не уверен в том, что это именно аутентичная мысль Фомы. Что думаете?
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Thomas has appropriated, not the content of Platonic participation, but the structural relationship of the idea or eidos to the concrete thing which participates in that idea. But he transposes that structure of per essentiam and per participationem wholly out of the sphere of form and essence and into the sphere of esse.
Разве это не так?
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Leave a comment