Feb 23, 2010 23:15
Продолжение размышлений
М. Хайдеггер считал, что иудео-христианское учение о творении полностью вписывается в метафизику производства, учение о каузальном возникновении одной сущности из другой. Однако сводится ли учение о сотворении к "изготовлению" сущностей?
Э. Жильсон отмечает, что миропонимание древних греков было привязано к миру необходимости, к миру неизменных видов. Для Аристотеля мир не имеет начала, у него нет никакой мысли о Творце. В мире Аристотеля не происходит ничего нового, всё остаётся в принципе таким же, как было всегда. Но экзистенциальная метафизика Фомы Аквинского оставляет место для новизны, здесь Творец участвует в истории. Сам исторический подход Хайдеггера к метафизике есть порождение христианской традиции для древних греков философия никогда не была наукой, в которой необходим исторический подход. Учение Хайдеггера о Бытии как времени полностью укоренено в христианском мышлении. Учении о сотворении не ограничивается горизонтом "изготовления", оно говорит о Бытии, врывающемся в жизнь и актуализирующем формы. Метафизика изготовления - это греческое учение о Демиурге, первозданном хаосе (не о творении ex nihilo), о формах, предсуществовавших образцах. Метафизика творения - разрушение гегемонии необходимости, осознание Бытия как дара.
В связи с этим возникает ещё и мысль о том, что теория эволюции лучше отвечает томистской метафизике новизны, чем теория о неизменных видах, несущая на себе печать метафизики Аристотеля...
метафизика,
Бытие,
Хайдеггер,
эволюция,
Аристотель,
Фома Аквинский,
Жильсон