Jan 22, 2019 11:58
Говоря о задачах книги Ранера «Geist in Welt», надо учитывать, что само её название - «Дух в мире» - указывает на то, что человек есть дух, и потому он не может быть чем-то ограничен. Анализируя познание человека, мы не можем, таким образом, не заметить его принципиальной изначальной открытости к бесконечному Бытию. Если вспомнить о том, что в те годы (конец 30-х и 40-е годы) набирала популярность «диалектическая теология» Карла Барта, где проводилась мысль о бесконечной пропасти между «человеческим и тварным» и трансцендентностью Бога, делавшая затруднительным понимание восприятия Откровения Бога человеком, и оставлявшая в стороне проблему человеческой интерпретации Библии, то трансцендентальный подход некоторых католиков-томистов, среди которых был и Ранер, оказался очень своевременным.
Также надо обратить внимание на то, что во времена популярности логического позитивизма и ранне-витгенштейновского тезиса «о чём нельзя говорить, о том надо молчать» такая трансцендентальная постановка вопроса, обосновывающая возможность теологии и законность вопроса о Боге, была очень важна. Мы видим, что с одной стороны, работы «трансцендентальных томистов» строили мост между человеческой природой и верой, избегая падения в фидеизм и волюнтаризм, а с другой стороны, в мире, увлечённом позитивной наукой и техническим прогрессом, они указывали на то, что наука и техника не могут исчерпать главного интереса человека и его основного призвания.
трансцендентальный томизм,
Карл Ранер,
теология,
богословская антропология