Nov 14, 2009 20:14
В 43-м вопросе первой части ST Фома Ставит вопрос о том, является ли послание Божественного Лица даром освящающей благодати. То есть, речь идёт об одном из центральных вопросов теозиса.
Он рассматривает возможное возражение (2-е): Sed persona divina est causa quod habeatur donum gratiae gratum facientis, et non e converso; secundum illud Rom. V, caritas Dei diffusa est in cordibus nostris per spiritum sanctum, qui datus est nobis. Ergo inconvenienter dicitur quod persona divina secundum dona gratiae gratum facientis mittatur.
Что значит: Божественное Лицо есть причина дара освящающей благодати, но не наоборот, согласно Рим 5:5 "любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам." А потому, согласно возражению, неверно говорить, что Божественное Лицо посылается согласно дару освящающей благодати.
Ответ Фомы на возражение:
Ad secundum dicendum quod gratia gratum faciens disponit animam ad habendam divinam personam, et significatur hoc, cum dicitur quod spiritus sanctus datur secundum donum gratiae. Sed tamen ipsum donum gratiae est a spiritu sancto, et hoc significatur, cum dicitur quod caritas Dei diffunditur in cordibus nostris per spiritum sanctum.
То есть, освящающая благодать располагает душу к принятию Божественного Лица. И потому говорится, что Св. Дух даётся согласно дару освящающей благодати. Но сама благодать есть дар Св. Духа. И потому сказано что "любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам."
Таким образом, Gratia gratum faciensвлечёт двоякий эффект: даёт сотворённую благодать и подготавливает человека к приятию Св. Духа. Возникает вопрос: если принять паламистский тезис о том, что обожение представляет собой сообщение нетварных энергий Бога, но не самого третьего Лица Троицы, то как истолковать особую роль Св. Духа, о котором говорит Библия?
освящающая благодать,
теозис,
Фома Аквинский,
вселение Св. Духа,
gratia gratum faciens