Самое интересное в монографии про писателей-«деревенщиков» вот что: Анна Разувалова настаивает, что эти литераторы вели антисоветскую агитацию, настолько интенсивную, насколько это было возможно в условиях Советской Власти. Так ли это? По всей видимости, так - и Анна Разувалова приводит множество примеров из книг «деревенщиков». Но Советскую Власть
(
Read more... )
Конец цитаты.
Можно ещё вспомнить давление с юга, бульбовцы, украинский Брест, две войны с украинцами.
Как видите ваша аналогия несколько натянута если рассматривать её внимательно. У нас тут все маленькие, но гордые с множеством противоречий между собой, большая их часть к счастью притушена.
Мне кажется что великий алкоголик Короткевич неосознанно сделал для развития современного беларуского национализма больше, чем физически выбитые деятели 1900-1930-х. Будучи советским беларусом до мозга костей, просто изнутри давило, развалины замков, легенды. И так получилось что подобная литература готовила почву для национального самосознания в которую вносили идею совсем другие люди, по типу моего юзерпика. При установлении диктатуры Лукашенко пытались эти настроения задавить, но сейчас, после Украинско-русской войны, они опять настойчиво лезут снизу и диктатура пытается их оседлать и поставить на пользу себе.
P.S. Я уже как то рекомендовал вам книгу, позволю себе порекомендовать ещё одну плотно на мой взгляд смыкающуюся с темой и проясняющую некоторые особенности беларуского исторического пути. Minsk - Musterstadt des Sozialismus. Stadtplanung und Urbanisierung in der Sowjetunion nach 1945 (= Industrielle Welt. Bd. 74). Böhlau, Köln u. a. 2008, ISBN 978-3-412-20071-8
Reply
И да - мне казалось, что с такой литературой, как "Погоня на Грюнвальд" и "Седая легенда", националисты просто неизбежны - потому что это реальное противостояние русификации.
Я очень благодарен вам за очерк националистических течений в Белоруссии. Мне это очень интересно. Книгу про Минск прочту обязательно.
Reply
Разверните если не сложно. Мои представления для меня естественны, я не совсем улавливаю что было не известно вам.
"И да - мне казалось, что с такой литературой, как "Погоня на Грюнвальд" и "Седая легенда", националисты просто неизбежны - потому что это реальное противостояние русификации."
У вас опять не бьётся хронология. Раман Ракута это 1960 год. Пагоня это 1992 год, второе беларуское Возрождение, вот тут уже да, резкое неприятие русскости.
Впрочем несмотря на ошибки ваша точка зрения на создание и трансляцию смыслов имеет некоторые основания. Вы просто смотрите не туда из за незнания местных реалий.
Обратите внимание на общественную деятельность писателей БССР, Короткевич, Гилевич и другие динозавры сделали крайне много для сохранения культурно исторического наследия, порой ставя под удар свою карьеру. В своей деятельности они иной раз смыкались с молодой порослью типа Зянона, несмотря на жуткое неприятие друг друга, люди разных эпох всё таки.
Но тезис о "заказе сверху" не находит подтверждения на мой взгляд, другой мир, другие условия.
Кстати поинтересуйтесь персоналией Миколы Ермаловича, думаю вам будет очень интересно.
"Я очень благодарен вам за очерк националистических течений в Белоруссии. Мне это очень интересно. Книгу про Минск прочту обязательно."
Я тут покопался, автор очерка coyoteodin. Пусть его авторство будет увековечено. Я написал бы то же самое.
Reply
Reply
Когда впервые за долгое время первым секретарём ЦК КП Беларуси стал беларус Мазуров, пожалуй самым главным культурным проектом активно лоббируемым новой культурной элитой страны стал музей истории БССР. Мазуров достаточно внезапно ушёл на повышение в Москву, первым стал Машеров который естественно потянул своих, как описывали очевидцы буквально через несколько дней в свежепостроенное здание в центре Минска пришёл Пётр Миронович и показательно возмутился в результате чего Музей истории превратился в Музей ВОВ с немалой долей экспозиции отданной партизанскому движению в котором П.М. как раз активно участвовал с соратниками. Культурной элите указали место, а завезённые уральские "беларусы" начали петь песенки про "песни партизан, сосны да туман" и писатели из второй обоймы начали кропать книжки про то как дед Михась немцэу биу, начали расти помпезные Хатынь и Бресткая крепость. А динозавры Гилевичи, Короткевичи с другими стали фронтэндами движения сохранения культурных памятников ВКЛ и Речи.
Похожая история с уже снесённым музеем повторилась при Лукашенко в последние несколько лет.
Кстати обратите внимание, все беларуские послевоенные первые секретари родились восточнее Минска, Александр Григорьевич тоже продолжил традицию. А вот Зянон Станиславович с той самой исторической Литвы, Панямонне.
Reply
Понятно, почему Короткевич уже в 1966 году начал переделывать сценарий в роман.
Reply
Reply
Впрочем не стоит придавать какое либо значение словам Лукашенко, он демагог-популист. Что выгодно ему и его клану, то он и будет говорить в данный момент времени, за этим нет абсолютно никакой идеологической подоплёки.
Reply
Reply
Такая вещь как национальное самосознание, такие стереотипы на пустом месте не рождаются. Мне довелось поездить и самое главное пожить в Литве, Польше, Украине,России, это разные нации с очень отличающимся менталитетом. Из всех литовцы выделяются своим крайне обострённым национальным сознанием, всё таки молодость нации, некоторый комплекс неполноценности диктуют поведение схожее с подростковым, желание демонстративно утвердится. В 90-е была крайне интересная спрэчка между жмудзiнамi и змагарамi на тему лiетувiсы украли нашу историю и самое главное наш герб. Впрочем погружение тутэйшага в украинскую действительность даёт тоже крайне интересную и порой забавную пищу для размышлений.
Reply
Reply
Но тоже с оговорками.
Если не брать времена глубокой старины, а ограничится концом 19, началом 20 века взаимовлияние было, в том числе и культурное. В Империи было два культурных центра в которых формировалась национальная беларуская идея, это Вильня и Санкт-Петербург. Разумеется белнацдеятели варясь в виленском котле с поляками и литовцами испытывали влияние их идей, хотя бы противопоставляя аргументы в споре о принадлежности. Сразу после революции именно Вильня была объявлена столицей БНР. Но победа советов изменила всё, буржуазные проекты государственности канули в лету. Кроме того надо чётко понимать что взаимоотношения Литовской Республики и БССР виленский вопрос очень сильно омрачал, были принципиальные трения. И принципиально всё было решено только после войны когда Вильня и пять районов окончательно перешли в ЛитССР, в мае или марте 90 года претензии на эти территории были подняты Верховным Советом БССР, но так и остались декларациями.
Всё таки межвоенное тление, репрессии, война и послевоенные обмены населением кардинально изменили облик литовско-беларуского пограничья. Беларуская нация во многом формировалась с чистого листа, старые культурные элиты перестали быть субъектами по причине физического уничтожения и бегства.
Reply
С другой стороны, такой романтизм помножает на ноль культивировавшееся представление о белорусах как о крестьянской нации, нации няшчаснай , што сiдзiць у балоце. Не, и крестьян, и болот остается в товарных количествах, и ныть, шо всё плохо, это национальный спорт, но таки нобили, таки книгопечатанье, таки боевые быховские жыды, выкручивающие руки королям и королева Бона Сфорца, озабоченная планировкой городов. Хорошее основание для построения базового мифа нации. И опасность для пародии на империю. Ergo, должен быть заклеймен, как национализм. Буржуазный, замечу. Наверное, чтобы страшнее было. То есть, типичная подмена терминов, как с нацизмом и фашизмом.
К рекомендациям предыдущего оратора добавил бы Тимоти Снайдера "Кровавые земли". Немного не в тему, но много деталей, облегчающих составление целостной картины.
Reply
А романтизм, кстати, был везде замешан на национализме. Кружок романтиков в Иене, откуда всё пошло - это же молодые немецкие националисты. И они не были ксенофобами.
Reply
Национализм всегда связан с идеей государства. А Короткевич в лучших традициях ВКЛ всегда держал государство как (неизбежное) зло. Белорусская особенность, одна из, состоит в том, чтобы очень тонко проводить разницу между Краем как объединяющим элементом и государством. Даже для классического националиста Калиновского "Край перад усiм" и "Не народ для урада(правительства/государства), а урад для народа". То есть такой важный элемент национализма, как национальное государство, уже при рождении нации держался за вторичный. Добавим сюда национальную (по крови) неоднородность населения, отсутствие практически моноэтнических браков и большое количество многоконфессиональных семей и следующее из этого безразличие к конфессии и происхождению по крови и получим объяснение того, почему из "паршивого белорусского романтизма" национализм так и не вырос. Наверное уже и не вырастет. А в германский условиях вырос, бо контекст другой.
Reply
Reply
Leave a comment