С утра выглядываю в окно. За окном городской квартиры снова падает снег. В ноябре у нас в Сибири, как правило, даже не поздняя осень, а самая настоящая зима. Теперь буду жить ожиданием весны. Пчёлы давно занесены в зимовник. А я? Если кто-то подумает, что подвожу итоги прошедшего сезона, то глубоко ошибётся. Итоги я подвёл ещё в августе, когда понял, что чуда не произошло и мёда будет слишком мало. Честно говоря, результат был ожидаемый. Про условия медосбора нынешним летом можно сказать всего одной короткой фразой, столь популярной у провинциальных журналистов:"Такого не припомнят даже старожилы".
Я, конечно, не старожил. Пчёлами занимаюсь только четыре года. На курсах пчеловодов не обучался, практику под опекой маститого пасечника не проходил. До всего доходил собственной головой, прочитанными книжными пособиями и просмотром многочисленных видео на ютубе. Как сказал недавно один мой знакомый, этого вполне достаточно, чтобы при желании стать профессором от пчеловодства. Хотя об уровне своего интеллекта я очень высокого мнения, но на лавры профессора пока, временно, не претендую. Я насмотрелся на кучу народа, которые ещё не закончив первого сезона сразу же во всеуслышание заявляют, что всё до них на пасеках делалось неправильно. И начинают изобретать уникальные ульи собственной конструкции в которые пчёлы будут приносить по сто пятьдесят килограммов мёда, либо вообще приходят к странному выводу, мол, абсолютно неправильно держать пчёл в ульях, давать им вощину и рамки, и тем более качать мёд с помощью медогонки.
Антиквариат на пасеке у соседа Алексея Михайловича
Я к числу подобных экстремистов от пчеловодства себя не отношу. Поэтому ещё в августе , обдумав свой четырёхлетний опыт, оценив успехи и неудачи, а были и те, и другие, я пришёл к довольно скромному выводу: я всего-навсего закончил обучение в подготовительном классе. Хотя, наверное, следуя контексту данной статьи, надо было сказать подготовительное отделение. Не знаю, как сейчас, а в прошлом в советских ВУЗах существовали так называемые рабфаки, официально именуемые подготовительными отделениями. На них обучались те, кто в силу недостаточности знаний не смогли успешно сдать вступительные экзамены и стать студентами. Вот для них и придумали такой обходной ход. И потом, видимо, под гнётом психической травмы от облома на вступительных экзаменах, некоторые из них упорно стремились в профессора. Может быть и по другой причине, сослался бы я сейчас на Фрейда и описанные им комплексы, но, думаю, эта тема в своём развитии окажется настолько интересной, что обязательно уведёт меня от основной сюжетной линии данной статьи. Поэтому возвращаюсь к исходной мысли, где нет Фрейда и отсутствуют подавленные сексуальные желания.
Ещё один экспонат с пасеки соседа Алексея Михайловича
И так, я успешно закончил обучение в подготовительном классе. Что это значит? Я научился ходить за пчелой, то есть в полном объёме усвоил весь комплекс знаний и умений, которыми обладает огромное количество традиционных пасечников. Которые всему научились от отцов, а отцы от дедов и так далее. Сегодня я элементарно отличаю рабочих пчёл от трутней и маток. Ни при каких обстоятельствах не перепутаю трутня с маткой. Знаю, что такое открытый и закрытый расплод, и чем свищевые маточники отличаются от роевых. По поведению пчёл определяю вхождение их в роевое состояние. Умею элементарно снимать любые рои, даже в самых неудобных местах. Этим летом впервые собрал большой рой с помощью поварёшки, которой из кастрюли черпают борщ. Только у меня вместо кастрюли был ствол дерева в густых ветках, а вместо борща солидный по размеру рой пчёл. Использовал именно старый дедовский способ.
Для элементарного ведения пасеки других знаний и умений, по большому счёту, и не требуется. Большого ума не надо, чтобы пересадить в улей пчёл из пчелопакета или пойманный рой. Самые продвинутые ещё похвастаются, что они умеют подрезать крылышки у матки и семьи у них не роятся. Хотя точнее будет сказать, что вообще-то роятся, только при роении снова возвращаются в свой улей. И здесь не имеет значения, два у пасечника улья или сто два. Если ты просто ходишь за пчёлами, то ничего другого и не требуется. Никаких тайных знаний нет и не может быть особенно там, где широко распространена практика: весной купить пчелопакеты, пересадить пчёл в ульи, не забыв подрезать крылышко у матки, а к осени уморить пчёл и выкачать весь мёд без остатка. И никаких забот ни по разведению пчелы, ни по её селекции. Вот это и называется ходить за пчелой. Обеспечь её своевременно сушью или вощиной, да выстави на хороший медосбор и ничего более не надо, никакого вмешательства во внутреннюю жизнь пчелы. Пчёлы сами знают, что им надо делать. Инстинкт, называется, безусловный, он же естественный.
Совсем другое дело водить пчелу. Не пасечник следует за пчёлами, а пчёлы за пасечником, который определяет и направляет их действия. Это пасечник решает: надо ли данной семье закладывать маточники, какая будет в ней матка и когда и как семья будет делиться, независимо от того, как оценивают это сами пчёлы со стороны того самого естественного инстинкта. Здесь очень много специальных нюансов, которые будут скучны для обычного человека. Ну кому, например, интересно, чем карника отличается от карпатки, а бакфаст от карники. Как правильно выводить и воспитывать матку? Какую матку лучше подсаживать в отводок: плодную или неплодную? И какие нуклеусы оптимальнее? То есть, речь идёт о том, чтобы не только элементарно собрать за сезон как можно больше мёда, но и научиться разводить пчелу тех линий и тех качеств, которые в большей мере удовлетворяют потребностям пасечника. Вот это и есть искусство водить пчелу, чему я хочу посвятить предстоящий сезон. Если не случится чрезвычайных обстоятельств, связанных с зимовкой, а в наших местах это всегда риск, то в будущем хочу раз и навсегда отказаться от пополнения своей пасеки через покупку "кота в мешке", именуемого пчелопакетами. Никогда не знаешь, что же тебе подсунули под тем или иным названием не то из Майкопа, не то из Узбекистана. Как-то по жизни не склонен я к азартным играм, тем более в пчеловодстве. Если и играть, то не в качестве рядового игрока, а, например, в роли более или менее успешного банкомёта. Хотя бы такого, о котором писал в своих "Губернских очерках" знаменитый Салтыков-Щедрин:"Передо мною все мелькала бледная улыбка банкомета, который бил карту за картой". Я думаю, что такая роль заслуживает самого пристального внимания и ей обучаются уже не в подготовительном классе.