Враг народа Яков Маерс

Feb 02, 2017 23:53




"... Ишимский (продовольственный) район вполне обеспечен вооружённой силой и работниками... необходимо сделать решительный удар и выполнить в самый кратчайший срок развёрстки. Больше церемониться нечего, надо быть чрезвычайно твёрдым и жестоким и изъять хлеб, который развёрстан по вашей волости.
Вы должны твёрдо помнить, что развёрстки должны быть выполнены, не считаясь с последствием, вплоть до конфискации всего хлеба в деревне, оставляя производителю голодную норму. ... последний раз приказываю сделать решительный нажим, выкачать столь нам нужный хлеб... Жду от вас решительный удар", - такое требование перед своими подчинёнными поставил заместитель Тюменского губпродкомиссара Маерс, фактический руководитель по изъятию хлеба и других развёрсток в Ишимском уезде в декабре 1920 года.




Уполномоченный Гуськов Маерсу из села Больше-Сорокино 17 декабря 1920 года:"Ваше письмо получил. В волостях хлеба излишков крайне незначительное количество. Забираю семенной, также продовольственный. Прошу выслать в Больше-Сорокино отряд в двадцать человек".
Приказ уполномоченного Абабкова по Дубынской волости от 20 декабря 1920 года:"Предписываем на основании распоряжения центра выполнить государственную развёрстку полностью, не соблюдая никакие нормы".
Донесение начальника милиции Жукова из села Абатского от 27 декабря 1920 года:"Уполномоченные продорганов приказали вывезти весь хлеб, как семенной 21 года, так и продовольственный".
Циркуляр уполномоченного Браткова по Локтинской волости не позже 1 января 1921 года:"Срок последний даю до 6 часов вечера 3 января. Если таковой приказ не будет исполнен в точности, у граждан, не исполнивших сего приказа, будет забран хлеб до единого зерна и всё имущество, как движимое, так и недвижимое, будет конфисковано. Если в каком-либо обществе будет делать восстание кто-либо, вся деревня будет спалена".




Из протокола заседания Ишимского уездного комитета компартии от 27 декабря 1920 года. Товарищ Маерс "указал на необходимость изъятия у населения семенного хлеба, о чём уже сделано соответствующее распоряжение, которое продуктивно. Мы поставлены перед необходимостью выполнения развёрстки. Это, вполне естественно, вызовет ненормальности. Но политика не может быть изменена. Лишь железной рукой мы можем изъять развёрстку".




Из телеграммы товарища Маерса в Тюменский губпродком от 5 января 1921 года:"Хлебофуражная развёрстка в Ишимском уезде по заданиям наркомпрода выполнена на сто процентов 5 января в 2 часа дня".
Из телеграммы Тюменского губпродкомиссара Инденбаума в Москву от 7 января 1921 года:"Доношу, что 6 января в 2 часа дня Тюменский губпродком выполнил наложенную государственную развёрстку - 6 600 тысяч пудов хлеба и зернофуража, то есть 102 процента, масличных семян - 150 процентов".
Выписка из протокола пленарного заседания Тюменского губисполкома советов от 4 февраля 1921 года:"Задание от наркомпрода было получено в 6,5 млн. пудов хлеба, это количество губпродкомом было увеличено на 900 тыс. пудов. Товарищ Маерс сообщает цифры выполнения других развёрсток: сырьевой (216%), мясной (79%), яичной (47%), масляной (43%), масличных семян (137%), овощной и других. С окончанием развёрсток губпродком приступает к проведению новой кампании - семенной. Развёрстка на семена выражается в 9 миллионов пудов. Ссыпка семян пока идёт медленно. Пришлось прибегнуть к репрессивным мерам, которые уже дали положительные результаты. Губпродком вырабатывает план проведения будущих развёрсток и устанавливает величину их. Так, уже выработана развёрстка на масло, яичная, птичная и другие".




Из телеграммы начальника Абатской милиции Жукова в Ишимское политическое бюро (ЧК) от 21 апреля 1921 года:"Голодная масса крестьян всех деревень Абатской волости пришла к продконторе просить хлеба. Результата никакого не получила, и эта голодная масса разъехалась по домам".
От него же от 6 мая 1921 года:"Настроение района скверное. Атмосфера на почве продовольствия сгущается с каждым днём. Ожидаю не сегодня-завтра вспышки брожения. Население Абатской, Челноковской, Чуртанской волостей без хлеба, масса со слезами стоит плачет".
Было восстание, которое коммунистические идеологи и так называемые историки обозвали "Ишимским кулацким". При его подавлении, как признавали сами тогдашние сельские советские работники и коммунисты, "посланцы города в деревне далеко превзошли всё то, что полтора-два года тому назад вершили здесь же колчаковские каратели".




И был голод. Жестокий голод. В своих закрытых документах коммунисты Ишимского уезда в ноябре 1921 года вынуждены были признать:"Отношение населения к коммунистической партии ... большей частью - отрицательно-враждебное. На коммуниста смотрят как на зверя и ничего не стоящего человека".




Но я хочу вернуться к личности товарища Маерса, который, будучи заместителем Гирша Самуиловича Инденбаума, руководил продразвёрсткой в Ишимском уезде. Характеристику личности, наверное, надо начать с даты рождения. Так вот, родился Яков Захарович, настоящее ли это имя - я не уверен, в 1893 году. Хотя встречается иногда дата 1892 год. В анкетах далее следует графа "Место рождения". У Якова Захаровича очень неожиданное место рождения - город Филадельфия. Есть такой в Соединённых Штатах Америки. Так что был товарищ Маерс, родившийся в семье американского чиновника, стопроцентным гражданином США. И судя по всему, никогда официально в подданство Российской Империи или гражданство СССР не вступал. Окончил восьмиклассную, но почему-то русскую школу в городе Кливленде. Про этническую принадлежность Якова Захаровича я сведений не нашёл. Имел он профессию типографского работника. Только за станком, похоже, не стоял, а делал карьеру в профсоюзном движении США и очень активно, так как являлся членом ЦК "Индустриальных рабочих мира". С 1912 года состоял в Федерации анархистов Северо-Американских Соединённых Штатов. В Россию он прибыл в 1917 году в команде Льва Троцкого (Бронштейна). После октября 1917 года работал в транспортном отделе Харьковского губернского совнархоза. В середине 1918 года каким-то образом оказался на Урале во главе советского партизанского отряда. В 1919 году вступив в РКП(б), служил сотрудником внешкольной секции политотдела 3-й Красной Армии,откуда был откомандирован в Тюменский губпродком. С марта 1920 года он заведующий отдела распределения, а с 24 июля того же года - член коллегии Тюменского губпродкома, заместитель губпродкомиссара. Вот такой был у Якова Захаровича послужной список, когда он приступил к насильственному изъятию практически всего хлеба у крестьян сибирских деревень.
После успешного выполнения задания по изъятию хлеба у сибирских крестьян он уполномоченный Госторга СССР в Персии до 1923 года. Затем в течение двух лет (1923-1924) занимает должность заместителя уполномоченного Наркомата внешней торговли СССР по Уралу.
Что этот американец делал в течение последующих десяти лет, я не знаю, так как никаких сведений пока не нашёл. А вот в середине 30-х годов я нахожу товарища Маерса на очередной ответственной должности. Теперь он помощник начальника Главного управления авто-тракторной промышленности Наркомата тяжёлой промышленности СССР в Москве. Его непосредственный начальник Дыбец Степан Семенович, который с августа 1934 года - начальник Главного управления автотракторной промышленности НКТП СССР. Это тот самый Дыбец, который сначала был начальником "Автостроя", возводившего Нижегородский (Горьковский) автозавод, а потом и директор этого самого завода, за что в 1934 году был награждён орденом Ленина. Но есть в его биографии интересные пункты. Степан Дыбец в 1907 году нелегально перешел границу и добрался до Северной Америки. Там активно участвовал, как и Маерс в профсоюзном движении, являлся одним из основателей «Голоса Труда» - газеты русских анархо-синдикалистов в Америке. И Маерс, как я уже упоминал, анархо-синдикалист. И тот же 1917 год приезда в Россию.




Маерса арестовали 28 сентября 1937 года, ровно через неделю пришли за его начальником. Согласно рапорту сотрудников ГУГБ НКВД СССР, была вскрыта "Правотроцкистская организация, существовавшая в Главном управлении авто-тракторной промышленности НКТП СССР". Оба пошли по 1 категории. Степан Семёнович Дыбец был расстрелян 25 ноября, а Яков Захарович Маерс - 28 ноября 1937 года. В декабре 1920 года, я напомню, он инструктировал своих подчинённых:"... надо быть чрезвычайно твёрдым и жестоким". Я думаю, что это же самое в 1937 году требовал от сотрудников НКВД СССР новый сталинский нарком Николай Иванович Ежов. Всё возвращается на круги своя.



Абатский район, 1920-1921, Сибирь, Ишим, Маерс Яков Захарович, продразвёрстка

Previous post Next post
Up