Пётр Симон Паллас в Абацкой степи: Дорога на Камышенку

Feb 01, 2017 13:26



В Камышенке на сегодня, если я не ошибаюсь, всего три достопримечательности: весьма скромный обелиск в память об односельчанах, погибших в Великую Отечественную, бывшее здание маслозавода и вот этот знак на мосту через речку Абак.
От моей родной деревни до Камышенки всего-то пятнадцать километров, а от покоса менее десяти. Когда-то даже была прямая дорога, но она давно заросла и следов от неё почти не осталось. Камышенка, первоначально построенная на сибирском тракте, была местом, которое не мог никак миновать, то есть объехать мимо, стороной, любой путник, направляющийся в Омскую крепость или далее на восток. Путешественники, фельдъегери, воинские команды, ссыльно-каторжные, богомольцы, купцы с товарами и все прочие до сооружения железно-дорожного Транссиба ехали и шли здесь. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у Абацкой слободы переправившись через Ишим Пётр Симон Паллас покатил в сторону Камышенки.










etomesto.ru

Если сейчас, чтобы попасть в Камышенку, нужно поднявшись на увал по трассе Тюмень-Омск повернуть с неё направо по одному из свёртков, то во времена Палласа и чуть ли не до начала XX века тогдашняя дорога имела несколько иное начертание, которое приводило меня в тупик. Та прямая дорога, которая была в XIX-XX веке проложена от Абатска на Камышенку, или наоборот, от Камышенки на Абатск составляет примерно двадцать километров, точнее 22-23, то есть классическую путевую дистанцию, которая была царским указом установлена ещё в конце XVII века - не менее 20, но не более 26 вёрст между дорожными станциями.










etomesto.ru Карта Омской епархии 1900 года

Но вот прежде она шла таким маршрутом: от Абатска под увалом до нынешнего Конёва, то есть до речки Абак, а отсюда вдоль Абака до Камышенки. Как видим, дорога делала вроде бы ничем неоправданную петлю, увеличиваясь до 36 километров. Но если действительно первоначально Абацкий форпост был поставлен на устье Абака, то предписанный норматив в 20-26 вёрст между станциями выдерживался точно. Тогда расстояние от Камышенки до него было 20-22 версты, примерно столько же до современного Абатска и столько же до следующего форпоста, которым был Фирстовский.










etomesto.ru

Это карта Тобольской губернии 1910 года. На ней достаточно точно изображена конфигурация первоначального отрезка дороги от Абатска до Камышенки. Видна петля, образуемая дорогой от Абатска почти до Конёва. Нет, дорогу в конце концов выпрямили, но она ещё долго оставалась одновременно в двух вариантах: либо прямой, либо петлеобразной.










etomesto.ru

Это карта Тобольской губернии 1912 года примерно с такой же петлеобразной конфигурацией дороги от Абатска до Камышенки. Я хорошо понимаю, что главный аргумент, и его несомненно надо принимать во внимание, состоит в том, что на картах и местоположение населённых пунктов и особенно дорог, изображались довольно-таки условно, поэтому нельзя их рассматривать, как некое бесспорное свидетельство. Я полностью согласен с этим. Если бы не одно "но". А это "но" заключается в официальном описании Тобольской губернии 1903 года. Согласно указанного описания и земский, и почтовые тракты проходили в том же 1903 году по маршруту: Крутинка-Яман-Орлова-Камышенка-Конёво-Абатск. Я напомню, что эти сведения из официального описания, а не досужие домыслы какого-либо лица.


Речка Абак у деревни Смоленка.

Но вернёмся к путевым впечатлениям знаменитого путешественника. После переправы через Ишим он отмечает, что сразу за ней "по другую сторону простирается на несколько вёрст мокрая и весьма солёная низменность". Но поднявшись на увал, он видит уже совершенно другую картину:"Возвышенная земля составляет также крутой берег к сей низменности, и иловатую, ко хлебопашеству годную, землю имеет". И здесь впервые он отмечает, что место от Ишима до ручья Тюкалы "изобильно было березником".


Речка Абак у деревни Смоленка.

Через березник, пострадавший от пожара, ехал Паллас "до болотной речки Камышенки, которая ниже Абацкой в Ишим впадает, и на которой построена деревушка о 20 дворах Тарского ведомства". Здесь почему-то он Абак именует Камышенкой, отождествив название речки и тогда единственной деревни, основанной на его берегах. Это к XIX веку целая череда населённых пунктов протянется вдоль него: Конёво, Чумашкино, Смоленка, Камышенка, Камышенская или Камышенская точка.


Речка Абак в Камышенке.

"Поелику переменить лошадей здесь было нечем, а ехать оставалось ещё 50 вёрст, - пишет Паллас, - то остался я здесь переночевать; при том же уже склонялось к вечеру, и небо угрожало громом и дождём; что однакож ночью наступившим холодным северным ветром было унесено".


Мост через речку Абак в Камышенке.

Вот такие небогатые, если не сказать, скудные впечатления остались у знаменитого путешественника от пути от Абатска до Камышенки. Здесь не встретил он ни курганов, ни городищ. И в его описаниях начинают преобладать наблюдения над природой или, как говорили до XX века, естественно-исторические впечатления.


Речка Абак в Камышенке.

К началу XX века бывшая деревня о 20 дворах станет центром Камышенской волости Тюкалинского уезда, в которой кроме самой Камышенки будет ещё 13 деревень. В описании Тобольской губернии 1903 года указано, что находится село Камышенское на реке Абак на почтовом и земском трактах на расстоянии 101 вёрсты от города Тюкалинска. В селе 189 дворов, в которых проживает 468 лиц мужского пола и 348 - женского.


Здание бывшего маслозавода в Камышенке.
Камышенской волостью, включая в нескольких километрах расположенную от Абатска деревню Лапину, на западе заканчивался Тюкалинский уезд. Шевырино, Татарск, Абатск - это был уже Ишимский уезд. В первые два десятилетия Советской власти административно-территориальное устройство Сибири неоднократно перекраивалось. От Камышенской волости были отделены несколько деревень. Сама Камышенка с близлежащими деревнями находилась в составе Крутинского района и только в сентябре 1939 года была передана в Абатский район, где и находится по сей день.
По-моему, именно с начала и до конца 30-х годов XX века было для Камышенки самое "звёздное" время, когда в конце 20-х в ней построили маслозавод, в начале 30-х образовали МТС. Но именно в это время закрыли в ней церковь, сломали на куполах кресты, а комсомольская молодёжь развлекалась, расстреливая из дробовиков подбрасываемые вверх богослужебные книги. Очевидцы мне когда-то давно даже называли многие фамилии этих активистов, но я тогда их не записал, а теперь и спросить не у кого.
Сегодня Камышенка заурядный сельский населённый пункт, как множество других, со всеми характерными признаками вырождения. Долго ли она ещё просуществует, говорить не берусь, но пока ничего не говорит о том, что процесс вырождения повёрнут вспять или хотя бы приостановлен.

деревня Камышенка, Пётр Симон Паллас, река Абак

Previous post Next post
Up