Омск: Колыбель национал-большевизма

Dec 25, 2016 20:04



Если и были когда-то в Омске так называемые "лимоновцы" из партии Эдуарда Лимонова и именуемые "национал-большевиками", то они составляли столь ничтожную величину, что их просто никто и не заметил. Единственное, чем успел отметиться Омск, так это изданием чуть ли не первыми в Советском Союзе в годы начавшейся "перестройки" книги "Это я, Эдичка". Но не о нём и не о них сегодня речь. Что с них взять? Политическая шелуха, унесённая в небытиё ветром истории, незнавшая и непонимавшая, что же такое настоящий национал-большевизм...

"Подходим к Омску. Жара. Равнина, залитая солнцем. Церкви. Трубы. Сижу за своим окном...
... Омск, как на ладони... Прошлое... Географические точки - рубцы на душе. Минувшее мелькает в сознании, подобно вот этим телеграфным столбам, вот этим лентам красных вагонов... Куломзино.
Иртыш... Помню длинные вечера, запах плотов, там и сям непременный "Шарабан"... Белая мечта, белый сумбур... Усилия... Бессилие... Домик у Иртыша... Мимо, мимо!.."
Это из путевых записей Николая Васильевича Устрялова "Из окна вагона". Запись от 4 августа 1925 года. Бывший главный идеолог и пропагандист белого колчаковского Омска. Мог ли кто-то в 1919 году предугадать или предсказать, что человек, который по мнению авторитетных исследователей "оказал решающее влияние на Колчака, дабы отделить его от левого крыла", "возглавивший правую оппозицию Колчаку, с которой тот весьма считался" (М.Агурский), станет основоположником, классиком политической мысли, получившей название "национал-большевизм"? Как тут вновь не вспомнить белого казака, полковника Г.В.Енборисова о лекциях, читанных Николаем Устряловым перед добровольцами дружины Святого Креста, "который сильно бил в правый край" (От Урала до Харбина).
Ещё в Омске в самый разгар боёв, когда неизвестен был их исход, он, лидер Восточного бюро партии кадетов, сделает неожиданный вывод:
"И за Россию всё спокойнее. Откровенно говоря, её будущее обеспечено - вне зависимости от того, кто победит - Колчак или Ленин..."(26 мая 1919 года).
Это было обдумано, пережито и положено на бумагу в Омске, чтобы позже в Харбине написать следующее:
"Пройдут годы, сменится нынешнее поколение, и затихнут горькие обиды, страшные личные удары, которые наносил этот фатальный, в ореоле крови над Россией взошедший человек, миллионам страдающих и чувствующих русских людей. И умрёт личная злоба, и "наступит история". И тогда уже все и окончательно поймут, что Ленин - наш, что Ленин - подлинный сын России, её национальный герой - рядом с Дмитрием Донским, Петром Великим, Пушкиным и Толстым" (выделено Н.Устряловым).

Ленин В.И., Омск, национал-большевизм, Устрялов Н.В.

Previous post Next post
Up