"... Колосову место только в концентрационном лагере, а не ползать на воле..."

Nov 29, 2016 16:54



Колосов Евгений Евгеньевич в июне 1937 года, Тобольск, тюрьма.

В своей прошлой статье "Колосов против Колчака: Свидетель или обвинитель" http://alexa-bell.livejournal.com/43352.html я рассказывал о том, какую последовательную борьбу с Колчаком вёл эсер и бывший член бывшего Учредительного Собрания Евгений Колосов, не гнушавшийся в целях этой борьбы прибегать к помощи иностранных представителей. Всё завершилось восстанием, поднятым в Красноярске генералом Зиневичем и эсером Колосовым, отрезавшем адмирала Колчака от основных сил его армии. 15 января чехословаки передали бывшего Верховного Правителя России эсеровскому Политцентру, членом которого был всё тот же Колосов. Адмирал Колчак был помещён в камеру иркутской тюрьмы. Через неделю Политцентр сдал власть Военно-революционному комитету коммунистов, а Колчака, соответственно, Иркутской губчека. А буквально менее чем через неделю в Омске сотрудники Омской губчека арестовали его непримиримого противника Колосова, направлявшегося из Красноярска в Москву "на переговоры с Лениным и Троцким", и поместили в камеру Омской тюрьмы. До этого, Евгений Евгеньевич девять раз арестовывался царскими властями и, ни разу не был под арестом при "кровавом режиме" Колчака. В одной с ним тюрьме (сейчас СИЗО по улице Орджоникидзе в Омске) сидела и его жена Валентина, тоже член партии социалистов-революционеров, помещённая туда той же Омгубчека. О расстреле Адмирала они, наверное, узнали, находясь в тюрьме, из которой были выпущены в мае 1920 года под подписку о невыезде. Вот так началась жизнь двух профессиональных революционеров в Советской России.
Второй арест Колосова последовал через неполных три месяца нахождения на свободе. 10 августа 1920 года он был арестован на станции Карачи сотрудниками РТЧК станции Барабинск Омской железной дороги. В деле имеется заявление от некоего члена РКП(б), в котором сказано: "Колосову место только в концентрационном лагере, а не ползать на воле". Среди обвинений, предъявленных Евгению Евгеньевичу, выделяются два: "Заведомая подготовка чехов к вооружённому восстанию и свержению Советов в 1918 году" и "Участие в расстрелах, как член партии социалистов-революционеров". Однако барабинцам не дали возможности довести это дело до логического конца - расстрела Колосова. Вмешалась Омгубчека, потребовав "в виду особых соображений немедленно освободить". Колосова отпустили в Омск, но дело не прекратили, а пополнив материалами, передали в Красноярскую Чека. В Красноярске, рассмотрев материалы полученного дела, постановили: "ЧК полагает необходимым выселение Колосова из пределов Сибири". Я не знаю, это ли решение сыграло свою роль, или было нечто другое в головах омских чекистов, но в начале 1922 года Колосовы перебираются в Петроград на постоянное место жительства. Именно здесь Евгений Евгеньевич напишет свою книгу "Сибирь при Колчаке", которая будет издана в Москве в 1923 году. А Петроград спустя год переименуют в Ленинград в честь В.И.Ленина, которого Колосов в своих статьях 1918 года именовал не иначе, как "император Ленин I".
Но в "царстве свободы" Колосовы на свободе не задержались. В мае 1925 года и муж, и жена арестовываются органами ОГПУ, этапируются в Москву получают по три года лишения свободы с содержанием в Верхне-Уральском политизоляторе. Из письма Евгения Колосова: "У нас большой двор - 80 шагов длины и 60 ширины". Вот такое жизненное пространство отвела Советская власть борцу с царским самодержавием и с антинародной колчаковской диктатурой.
В январе 1928 года Валентину освобождают по амнистии в связи с десятилетием Великого Октября, а Евгения по отбытии трёхлетнего тюремного заключения этапируют в июле 1928 года в ссылку на три года в Ташкент. Ссылку по полному сроку отбыть он не успел, так как 6 сентября 1930 года был арестован вновь, этапирован в московские Бутырки и постановлением Особого Совещания ОГПУ СССР определён к высылке на три года на Урал. Но после подачи жалобы дело было пересмотрено, наказание изменено на условное с запретом в течение трёх лет проживать в Ленинграде. Колосовы для жительства выбрали Подмосковье.
14 февраля 1933 года - ОГПУ СССР возбуждает новое дело против Колосовых, их арестовывают: Валентину содержат в Бутырках, Евгения - во внутреннем изоляторе ОГПУ. 16 мая Валентину осуждают на два года лишения свободы с отбыванием в Суздальском политизоляторе. Евгений получает 28 июня 1933 года три года лишения свободы и тот же Суздальский политизолятор. В январе 1935 года Особое Совещание НКВД СССР постановляет этапировать Валентину Колосову в Тобольск в ссылку на два года. В декабре 1935 года тот же орган постановляет: Евгения Колосова этапировать в Тобольск на проживание под гласным надзором на три года. Но даже под гласным надзором Колосов пробудет менее года.
8 февраля 1937 года прокурор Омской области подписывает ордер на арест Валентины и Евгения Колосовых. Их дело ведёт Тобольский горотдел НКВД. Через четыре месяца следствие заканчивается и дело в отношении Колосовых направляется в Москву для принятия решения. Но до Москвы оно не доходит. Останавливается в Омске.
5 августа 1937 года "тройка" при УНКВД СССР по Омской области постановила: Колосова Евгения и Колосову Валентину расстрелять. В постановлении было отмечено, что Колосов "является кадровым эсером".
12 августа 1937 года постановление было объявлено Колосову Евгению, после чего он сразу же был расстрелян. Следом за ним тем же путём прошла Валентина. Трупы расстрелянных закопали на хоздворе Тобольской тюрьмы. Так завершил свой жизненный путь один из главных противников адмирала Колчака.
Кстати, ни при Императоре Николае II, ни при Колчаке А.В. за принадлежность к партии социалистов-революционеров никого не расстреливали.
Источник: http://www.memorial.krsk.ru/Articles/Kolosov/2.htm
Фотография: http://www.memorial.krsk.ru/Articles/Kolosov/2.htm

Колчак, Сибирь при Колчаке, Колосов

Previous post Next post
Up