Архитектура довоенного Сталино

Feb 23, 2017 10:33

Оригинал взят у donbassrus в Архитектура довоенного Сталино
Каким был довоенный Сталино? Старая и современная литература дает очень отрывистые и неполные сведения. Эта статья - попытка воссоздать цельный образ города, дать подробности, которые сделают его живым. В 20-е годы Сталино, центральная его часть, во многом сохраняла облик Юзовки, самые добротные и красивые дома занимали советские конторы и учреждения. Идет строительство преимущественно рабочих поселков, жилых домов (Стандарт, Рутченково, шахтные поселки и т. д.). Город сильно расширил пространство за счет присоединения к его черте поселков: 1-й и 2-й Александровок, Ветки, Гладковки, Путиловки, Ново-Смолянки и др.[1]. Общественных зданий в городе в 20-е годы строится очень мало, их можно все перечислить: дом Советов на Сенной площади (впоследствии площадь Советская, после войны - площадь Ленина), дом культуры металлургов им. В.И. Ленина, дом культуры в пос. Рутченково, кинотеатр «Комсомолец», здание Сталинского Горного техникума, дом культуры строителей им. Шевченко и Главпочтамт. В 20-е годы не заботились о красоте, строили по принципу быстро и просто. Торжествовал стиль конструктивизма, направление, пренебрегающее художественной стороной архитектуры. Многие проектировщики считали, что обнаженная конструкция должна быть единственным средством эстетической выразительности. У таких домов большие, вытянутые по горизонтали окна с решетчатым переплетом, вертикальные «фонари» - эркеры (стеклянные выступы от первого и до последнего этажа), неоштукатуренные серые стены, часто не замаскированные балки и выступы, которые могли использоваться, например, для размещения лозунгов, афиш, транспарантов, а также полукруглые, вытянутые в виде длинных нефов части и другие хорошо узнаваемые детали. Вот как охарактеризовали эти здания в 1934 г. перед тем, как приступить к их архитектурному переоформлению: «Голые, кирпичные стены, торчащие во все стороны балки, неоштукатуренный ноздреватый бетон… » [6]. Про дом культуры металлургов (или Дворец Труда, как тогда называли все дома культуры, архитекторов П.С. Диссона, Е.Д. Федорова и Г.А. Яницкого), например, писали, что он мрачен, как крепость. А кинотеатр «Комсомолец» называли «казармой». Но тот же Дворец культуры металлургов вечером, на открытом месте, весь в огнях, как вспоминают старожилы, был виден с поселка Смолянка и смотрелся величественной громадой в окружении одноэтажных поселков и пустырей. А про Дворец культуры в пос. Рутченково Теодор Драйзер, побывавший в Сталино, сказал, что он завидует советским рабочим, у которых такие дворцы. Несмотря на свою серость, казарменность, эти здания резко выделялись на улицах города. Сразу было видно - это новые постройки, настолько они отличались от вычурного модерна старой Юзовки. Об этих новаторских в 20-е годы домах архитектор Л.И.Котовский писал: «Ошибки, допущенные нами в прошлые годы в архитектурно-художественном оформлении города должны быть решительно исправлены. Нужно объявить войну упрощенчеству и проектированию «коробок» [7]. Что характерно, стиль конструктивизма был распространен в конце 20-х годов во всем цивилизованном мире, а не только в СССР. В 30-е годы в Сталине был принят план генеральной реконструкции города, согласно которому все общественные здания 20-х годов достраивали, украшали, переоборудовали новые фасады. Так, Дом Советов на Сенной площади (архитектор Котовский писал, что в Сталине совсем нет площадей) в 1934 г. получил полностью новую отделку, дополнительный четвертый этаж, новое оформление фасада и из серого, некрасивого, «недоделанного», превратился в настоящий дворец, лучше которого не было в Донбассе (работы были приурочены к 17-й годовщине Октябрьской революции). В 1937 г. в нем открыли образцовую парикмахерскую №12 имени 14-й годовщины Октября. И название парикмахерской, и сроки >| полностью соответствовали духу времени. Дома стали штукатурить и белить, многие получили красиво оформленные, новые фасады. Так был модернизован кинотеатр «Комсомолец». Оформительские работы вел «Донкоопстрой» (начальник работ Пьяных) [8]. Оштукатурен, побелен, отделан заново Главпочтамт (находился там же, где и современное здание), полностью облагорожен его интерьер. Судя по фотографиям, внутри он напоминал зимний сад с обилием пальм в кадках. В конце высокой лестницы посетителей встречала большая статуя В.И. Ленина [9]. Полностью архитектурно переоформлено здание дома культуры строителей имени Шевченко по улице Артема. В нем открыли Дворец пионеров. Работы по переоформлению фасада вел архитектор из г. Харькова К.И. Ливеров, проектировочные работы возглавил архитектор В.Н. Петти, заведующий архитектурной мастерской Харькова. Участвовали в переоформлении и сталинские архитекторы: Порхунов, Белецкий, Мандрыкина. Главный вход достроился массивным портиком с коринфскими колоннами. На втором этаже планировалось установить скульптуру - 2,5-метровых пионеров. Правда, видимо решили, что это уж слишком и ограничились полосами лепного орнамента под каждым окном. Простенки между окнами украсились пилястрами (полуколонны), фасад обогащен барельефами, художественно иллюминирован. При оформлении использовались триплекс и марблит Константиновского стекольного завода, фарфоровая плитка Мариупольского изоляторного, Краснолучский мрамор [10]. В здании также надстроили 4-й этаж, оборудовали лифт. После войны в заново восстановленном и упрощенном здании разместилась Центральная научно-техническая библиотека, а Дворец пионеров перенесли в другое помещение.

30-е годы - это расцвет новой архитектуры, прихотливой, изобилующей изысканными деталями, часто с роскошной отделкой и интерьерами. В 30-е годы центр Сталино уже имел три крупных архитектурно самостоятельных района: Старый город (от завода до Сенной - Советской площади), Соцгородок (от Сенной до Студгородка) и Студенческий городок. Так, в районе Соцгородка в 30-е гг. были построены жилые дома различных ведомств и кооперативов. Это дома «Заготзерна», «Зеленстроя», два дома «Донбассводтреста», дом Нарпита (инженер Ольховский) в пять этажей, дом специалистов, дом химкооператива ИТР, общежитие студентов Горно-металлургического института, а позднее, к концу 30-х годов, театр и кинотеатр им. Шевченко. В Студенческом городке возводилось крупнейшее здание учебного корпуса Сталинского металлургического института (сейчас - старая часть третьего корпуса Технического университета), а также студенческие общежития.

Возвращаясь снова на улицу Артема, в старую часть города, следует упомянуть новое (1934 г. постройки) монументальное здание Госбанка и Гастроном. Тогда Гастроном еще не назывался «Москвой», в Сталино еще не в традиции было давать название магазинам, гостиницам, ресторанам (им могли лишь присвоить имя). Строительство Гастронома стало событием в городе. Здание было двухэтажным, роскошно отделано искусственным мрамором. На втором этаже - так же роскошно оформленный ресторан. Кстати, в Сталино было всего три ресторана: в Гостинице (о ней речь пойдет дальше), в Гастрономе, в детском сквере им. Флеровского - двухэтажный ресторан Донпищеторга. Было еще кафе «Валенсия» в Соцгородке, в доме Нарпита с панелями под красное дерево, расписным потолком, бархатными драпировками, самое лучшее в городе. Были еще павильоны мороженое-воды в парке им. Постышева (ныне Щербакова) и в детском сквере им. Павших Коммунаров, треста «Холодильник». Итак, строительство Гастронома закончилось в 1937 г. В 1937 г. был построен ЦУМ [3]. Чтобы картина части Старого города была полнее, следует упомянуть и два детских сквера. Один - сквер Павших Коммунаров (ул. Артема, между ЦУМом и банком). Там был красивый фонтан с детскими фигурками (скульптура), стояли клетки с фазанами и павлинами. Сквер был огорожен кованой решеткой, улица перед ним украшена вазонами с цветами. В 1937 г. сквер перешел в ведение Дворца пионеров и дополнительно украсился скульптурой. Второй аналогичный городской детский сквер был оборудован на Горсаде в 1937 г., там были детские аттракционы. Таким образом, перед войной в центре Сталино было четыре детских парка: сквер Павших Коммунаров, Горсад, на территории Сталинозавода (ДМЗ) и в парке им. Флеровского. В той же старой части города по ул. Артема был построен и дом Красной Армии (архитектор Л.И. Котовский), в котором предполагалось открыть музей армии. Дом находился напротив Главпочтамта (судьбу его выяснить не удалось, наверное был разрушен во время войны). Там же, в районе Старого города, но по 7-й линии (ул. Новомартеновская, с 1937 г. - Пушкина) был построен дом Госучреждений (архитектор Л.И. Котовский), ныне в этом здании филармония, его значительно перестроили после войны. Строил его в 30-е годы «Южжилстрой», контора, созданная в 1936 г. для проведения строительно-отделочных работ. Начальником конторы был М.М. Лесик, инженером М.Е. Студентский. Этот дом Госучреждений не уступал по размерам и отделке дому Советов, в нем тогда разместилось 11 контор. Эти два больших здания - Дом Советов и дом Госучреждений, а также Главпочтамт на углу, положили начало оформлению площади, достойной того, чтобы называться площадью.

В Сталино начинают строиться здания, несущие определенную архитектурную нагрузку, формирующие вокруг себя целые кварталы. Ведал строительными работами созданный в 1936 г. Союз архитекторов. В 1934-1935 гг. на Сенной площади началось бурное строительство. Здесь поднялось 10 новых жилых многоэтажных зданий с магазинами на первых этажах. Был построен дом Промкооперации, стоимостью в 1 млн. рублей. На первом этаже - магазин, клуб, столовая и детские ясли. Настоящим украшением площади, первым общественным зданием такого размаха, образцом пышной советской архитектуры конца 30-х годов стало здание Гостиницы (по проекту архитектора И.И. Речаник (Доноблпроект), впоследствии гостиница «Донбасс». Нижний этаж в стиле мощного цоколя, облицованного темно-коричневым полированным гранитом. Верхние три этажа отделаны эркерами, между которыми полузакрытые балконы - лоджии, пятый этаж в виде легкой галереи с белыми полуколоннами в простенках. На выступающей угловой трехэтажной части разместились шесть статуй лучших людей Донбасса. Круглая угловая башня увенчана пилястрами и мраморным скульптурным поясом, наверху - башня с золоченым шпилем. На первом этаже вестибюль, гардероб, справочная, телефон-автомат, билетная касса и камера хранения. Рядом - ресторан на 150 человек с эстрадой для оркестра. В корпусе, выходящем на Театральный проспект - биллиардная и парикмахерская. На втором-четвертом этажах - 1 и 2-х комнатные номера - люкс. Гостиница была рассчитана на 190 номеров. Даже внутреннее убранство производилось по проекту, что раньше делалось редко. Проект ресторана и банкетного зала разработали архитекторы И.И. Речаник и А.А. Шувалова. Вестибюль, отделанный розовым искусственным мрамором по проекту архитектора Б.А. Пильче, он же разрабатывал потолочные кессоны (панно). Вестибюль и гостиные второго-четвертого этажей разработал архитектор Н.И. Порхунов. Отделочные работы с зеркалами, скульптурой, вытяжной вентиляцией, телефоном потянули на 800 тысяч рублей [5]. Отделочные работы гостиницы и гастронома в том же здании велись до 1937 г. Перейдем к Сенной площади (примерно с 1936 г. - площадь Советская). До войны ее очень портили гвоздильный завод (снесен в 1947 г., на его месте построили в 60-х годах Драмтеатр) и здание Совбольницы в самом центре (старая Юзовская больница, снесена в 60-х годах), да еще уродливые одноэтажные поселки, со всех сторон окружавшие площадь. Так, ими была занята вся Новомартеновская - Пушкина, - территория, которую сейчас занимает здание Министерства угля, а также вся часть города, примыкающая с двух сторон к проспекту Ильича до самого Кальмиуса. Старый город очень портили уродливые деревянные столбы с проводами и простыми лампочками без всяких дизайнерских изысков. Правда, в 30-е годы столбы убрали, на натянутые над улицей провода повесили овальные стеклянные плафоны. По сравнению со старой частью улицы Артема, новая ее часть в Соцгородке и Студгородке была гораздо шире и просторнее. Здание театра (архитектор Л.И. Котовский), которое по оформлению не уступало зданию Гостиницы, начало строиться в 1936 г. на территории ЖСК «Далекий», рядом со строящейся областной библиотекой. Площадь перед театром органически увязана с улицей Артема, скверами, газонами и фонтаном. Здание было украшено колоннадой, лоджиями, отделано искусственным и природным мрамором, потолки и стены с росписью и скульптурой. Фасады решены в светлых тонах, частично отделаны полированным гранитом [4]. Почти напротив строилось здание нового, самого большого кинотеатра в городе (архитектор Л.А. Теплицкий, речь идет о кинотеатре им. Шевченко). Фасад его был украшен колоннами и скульптурой, строительные работы вел Госстрой. Эти новые здания сформировали и новую площадь. Развернулось рядом с площадью и грандиозное строительство библиотеки, которой в 1937г. еще не построив, дали имя А.С.Пушкина (ныне библиотека им. Крупской). Ее также проектировал архитектор Л.А. Теплицкий. Говоря о бурном строительстве в довоенном городе, нельзя не упомянуть о 24 школах, строительство которых началось: в 1936 г. Первой была построена школа в сквере Флеровского (строили стахановцы под руководством прораба М.К.Милютина), ныне это школа. №3. Следующей строилась школа между Соцгородком и Студгородком (ныне школа №2), а затем женская школа в районе Горсада, в Сталинозаводском районе и другие. Всего 24 школы современной новой архитектуры, просторные и красивые.

Говоря об архитектурном облике довоенного города, невозможно не упомянуть одну особенность - это обилие скульптуры и скульптурных барельефов. Скульптурным панно был отделан новый стадион в парке им. Постышева (ныне парк им. Щербакова). Здание библиотеки им. Пушкина было отделано бюстами писателей, барельефом, а перед входом прямо на улице по обе стороны лестницы - две сидящие статуи (к сожалению, невозможно различить на старых фото, кто был изображен). Скульптурами известных людей Донбасса была отделана Гостиница, прекрасный фонтан со скульптурой был в детском городском парке (сквер Павших Коммунаров). Особо следует отметить продуманный архитектурно-скульптурный ансамбль парка им. Постышева. Перейдя мост (тогда еще старый, деревянный) посетители видели у входа в парк статую И.В. Сталина, дальше, спортсмен, «прыгающий в воду» (вместо воды - клумба), ярусом выше - колоннада с двумя скульптурами спортсменов, еще выше - фонтан с тремя спортсменами, держащими чашу над головой. В чаше - физкультурница с мячом (скульптор Рык). В самом верхнем ярусе - новый стадион (1934 г.), украшенный по второму этажу монументальной скульптурой. Всю главную аллею украшали статуи стахановцев: Пинтера, Бакалина, Полыгачевой, Мармазова и других (скульпторы Михальский и Макаренко) [11]. Боковой вход в парк со стороны улицы Стадионной был оформлен группой колонн с карнизами. В 1932 г. в парке разместилась сельскохозяйственная выставка в красиво оформленных павильонах. В том же парке, методом народной стройки, совместно с Зеленстроем был построен капитальный летний театр на 1000 зрителей. Городская детская железная дорога с настоящим паровозом и вагонами проходила по всему парку и заканчивалась у Дворца пионеров.

Большое внимание уделялось озеленению города. Газонов в то время не было, но были целые ансамбли из клумб, гипсовые вазы с цветами. Слева от нового корпуса Горного института (1928-1929 гг. постройки) стоял роскошный павильон с колоннами, который был цветочным магазином, а перед ним - великолепный цветник. Такой же павильон находился через дорогу от Дворца пионеров по улице Артема. С 1930 г. с главной улицы города исчезли извозчики (хотя их биржа еще существовала на 11-12 линиях). В 1931-1932 гг. с улиц исчезли китайцы-лоточники, торговавшие всякой мелочью и беспризорные дети - торговцы папиросами, У дома Советов слева оборудовали стоянку легковых машин, а стоянка такси была на Садовом проспекте. Прекрасным местом отдыха, помимо главного парка, стал Щегловский лес. В 1930 г. снесли пожарную каланчу и красиво оборудовали цветником, эстрадой и большим фонтаном сквер им. Дзержинского (фонтан оформляла бригада Амелина, художественной мастерской Горкомхоза). На центральных улицах торговали напитками 8 павильонов артели «Серп и молот», товарищества «Допомога», Рутченковского пивзавода. Город значительно разросся в северном направлении (до 1941 г. - на 3,5 км). В 30-е годы горадминистрация совместно с трудящимися взяли обязательство сделать Сталине третьим городом в Украине, после Киева и Харькова, по красоте и благоустройству. В 1933 г. город включился в движение за благоустройство городов Союза [2]. Кроме того, по решению Совнаркома Украины на международной выставке в Париже в 1937 г. Украину представляли Киев, Запорожье и Сталино [12]. Это была обширная фотовыставка, где была показана старая Юзовка, новый Сталино и его перспективный план на будущее.

Ж. П. Крыжная, статья из Краеведческого альманаха «Літопис Донбасу» № 13, Донецк, 2005.

архитектура, Донецк, Сталино

Previous post Next post
Up