Иллюстрация к посту о либералах во власти. Две истории из жизни А.Л. Кудрина

Nov 30, 2014 01:55

Алексей Кудрин был первым заместителем министра финансов с января 1997 по январь 1999 и с мая 1999 по май 2000. С мая 2000 по сентябрь 2011 он был министром финансов (большую часть этого срока - одновременно вице-премьером). Это ключевая фигура экономической политики России, и именно на его примере можно хорошо понять, что было реально и что было ( Read more... )

Leave a comment

alex_zakharov December 2 2014, 13:25:23 UTC
Глеб,

резервные фонды не могут исправить все эффекты быстрого падения цен на нефть (и убрать все эффекты быстрого роста тоже не могут). Пусть страна нуждается в получении от нефти и газа в год 100 миллиардов долларов (это чуть меньше реальной цифры). Ясно же, что если страна получает 130 миллиардов долларов и 30 складывает в кубышку, то отбоя не будет от желающих в страну деньги вкладывать. А если страна получает 70 миллиардов долларов, 30 достает из кубышки, а всего в кубышке миллиардов 100-150 (я сейчас именно о резервных фондах, а не о золотовалютных резервах, это разные вещи) - то денег-то в страну приходит столько же от нефти и газа, как в первом сценарии, а вот желания вкладывать деньги в экономику страны заметно меньше. Соответственно, в первом случае имеем дополнительный приток капитала, во втором - отток. Поскольку кубышка есть, отток не будет паническим, но он все равно будет.

Нефтедоллары сейчас, кстати, тоже тратятся - идет размещение половины фонда национального благосостояния в российские проекты, да и резервный фонд при необходимости задействуют (ясно же, что часть расходов, как минимум, индексировать придется в связи с изменением курса). Это просто пока правительственные экономисты рассуждают в терминах "исполним бюджет номинально" - для профилактики, чтобы отраслевые лоббисты не требовали индексации совсем нагло. На практике, думаю, частичная индексация будет.

Кстати, с сентября 2008 по февраль 2009 курс изменился в полтора раза (с 24 до 36). Сейчас тоже в полтора раза (с 34 до 51). Правда, тогда было падение цен на нефть в 4 раза, а сейчас - меньше чем в два, так что во время этого кризиса относительные потери, конечно, больше.

Вообще, если государство не способно платить по своим обязательствам - значит, в экономике кошмар. Но если государство способно платить по своим обязательствам (у нас резервные фонды это обеспечивают) - это не значит, что в экономике кошмара нет :).

Отток капитала очень большой. "Российский проект - значит, подозрительный проект", - такое отношение формируется даже к тем проектам, которые ни разу не относятся к попавшим под санкции структурам. Дополнительно на это накладывается падение цен на нефть, не прибавляющее желания вкладывать в Россию. Соответственно, желание вкладывать в Россию падает, а вот желание российского бизнеса выводить деньги - растет. А у российского бизнеса очень большие долги перед внешним миром (накопленные за годы, когда мир хотел вкладываться в Россию). Теперь эти кредиты надо гасить, а рефинансировать их за счет новых кредитов - не получается.

Правительство трезво понимает, что оно не может справиться с этой проблемой за счет резервов. Золотовалютные резервы ЦБ - чуть больше 400 миллиардов (а резервные фонды правительства - это их часть). Долг корпоративного сектора - более 600 миллиардов, 130 из них - к выплате до конца 2015 года. Новые кредиты если и возьмем на нормальных условиях для рефинансирования старых, то дай бог миллиардов на 40-50 по оценке правительства. Если отдавать за счет резервов, то уровень резервов станет опасно низким. Лучше дать рублю упасть - это стимулирует экспорт, дестимулирует импорт и выправит платежный баланс (мы отдадим долги за счет того, что продадим много своих товаров и купим мало импорта).

Reply


Leave a comment

Up