Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?..
Я начал курить потихоньку в 13 лет. Тогда в СССР табака было действительно мало. Мой отец набивал папиросные гильзы каким-то табаком, а я потихоньку таскал уже готовые папиросы из коробки. Потом появился «Беломор канал». Отец покупал сразу блок и запирал его в ящик буфета, но ключ оставлял на верхней полке. Поэтому я вытаскивал пачку из надорванного блока, осторожно иголкой выворачивал ушко, вынимал папироску и аккуратно засовывал ушко на место.
Отец курил папиросы только фабрики им. Урицкого, а когда их не было иногда в продаже, плевался, но покупал пачку от Клары Цеткин. Замечал ли он мои поползновения на его табак - не знаю, но, похоже, да. Он сам начал курить в семь лет, так что не видел в этом ничего ужасного. Но от матери приходилось скрываться и обязательно после курения чистить зубы. Впрочем, в эту пору я больше одной папироски в день не выкуривал.
На следующий год советская промышленность стала набирать обороты и в продаже появились отечественные сигареты.
«Парашют» - пачка из обойной бумаги, сигарета из какой-то травы, пропитанной никотином, без фильтра. Курить их в нежном возрасте было практически невозможно. Но появились «Прима» и «Астра».
Хотя они были тоже без фильтра, но табак в них был всё-таки настоящий и их уже можно было курить более-менее без позывов на рвоту.
В том же году наконец-то до нашего райцентра довези болгарские сигареты. Сперва появилась «Шипка», чуть позже «Слънце» (особенно ценилась эта марка с буквочками БТ на сигарете около символа солнца) и «Djebel». Все они были без фильтра, но качество табака разительно отличалось от советского. Иногда «Солнышко» и «Шипка» продавались в твёрдых коробочках, открывающихся по всей плоскости.
Первыми сигаретами с фильтром были тоже болгарские с простеньким названием «Filter».
Они были не king size, имели простой бумажный фильтр с оболочкой из белой бумаги, но табак был вполне подходящий. В общем Болгар Табак захватил рынок СССР практически полностью. Старшее поколение по-прежнему дымило «Боломором», «Севером», в крайнем случае «Примой», а молодёжь курила только болгарские сигареты.
Сигареты из других стран СЭВ иногда тоже попадались, но впечатления не производили. Как-то раз купил в Лихославле сигареты «Спорт» польского производства, не выкурил даже пачку до конца.
Но однажды в каком-то сельмаге мне попались венгерские сигареты под названием «Lipa» - вполне качественный вкусный табак, правда без фильтра, но в твёрдой пачке. Картинку в интернете найти не смог.
Советский рынок тоже стал выпускать сигареты с фильтром «Лайка», «Сфинкс», «Друг».
Но мы с друзьями сохраняли твёрдую приверженность болгарскому табаку. Тем более, что в нашем райцентре останавливался скорый поезд Рига-Москва и в его вагоне-ресторане можно было купить болгарские же сигареты размера king size «Tresor» и «BT».
У «Трезора» (как мы его называли) пачка была мягкой, а у «БТ» - твёрдой и у обеих марок был волокнистый фильтр с оранжеватой оболочкой с крапинками под кору. Вкус табака был очень приятный, а у «БТ» с явно выраженной кислинкой при последних затяжках, что подтверждало истинность надписи Oriental blend на пачке.
Кстати позже, когда я учился в ВУЗе к нам приехала группа болгарских студентов. Мы принимали их на официальном уровне в комитете комсомола института. И вот, сидя вокруг стола, на котором кроме минералки и пепельниц ничего не было (курить тогда разрешалось в кабинетах, не связанных с учебным процессом), болгары достали сигареты («BT» в мягких пачках), а я свои «BT». Болгары тут же, извиняясь и немного смутившись, попросили угостить - это ведь экспортный вариант, а у нас, мол, для внутреннего рынка…
А нашим девушкам нравились сигареты «Femina» в элегантной картонной коробке, открывавшейся по всей плоскости с сигаретами, имевшими в низу широкий золотой ободок, хотя появлялась она редко, и они курили «Солнышко» вместе с нами.
Когда я учился в девятом классе, в наш райцентр приехал цирк Шапито. Он расположился на берегу реки возле моста, а на воде у берега каждую осень ставили ларёк на сваях, под которым в загородке плавали зеркальные карпы. В труппе были и дети-артисты, и чтобы они не прерывали обучение в школе их распределили по классам. В нашем классе стали учиться две девочки воздушные гимнастки и акробатка. Они быстро влились в коллектив, правда, не то что бы класса, а нашей компании, сформировавшейся вокруг ТЮЗа. Т.е. Театра Юного Зрителя, который у нас был не профессиональным (со взрослыми актёрами), а детским и юношеским, формально бывшим драмкружком при Доме пионеров, но руководимым профессиональным режиссёром из местного драмтеатра, и дававшим свои спектакли в основном на его сцене. Играли мы и в школах города, и в ДК, ездили на гастроли в том числе в областной центр, а в дни зимних каникул играли по три спектакля в день в драмтеатре на ёлках. В общем творческая театральная и цирковая молодёжь нашли друг друга.
Циркачки приносили нам контрамарки на свои выступления, а мы проводили их за кулисы драмтеатра в ложи с осветительными прожекторами, чтобы вместе поприсутствовать на спектакле или генеральной репетиции.
Цирк давал гастроли до самой зимы. Основной площадкой тусовки были мостки возле ларька с карпами, где наша компания собиралась перед цирковым представлением. Естественно, курили все. У циркачек водились иностранные сигареты, они не жадничали, угощали нас,но и от «Солнышка» не отказывались.
«Astor» был размером в 100 мм, а «HB» - king size, но вкус дыма, идеальной оформление каждой сигарты (ободки, надпечатки разноцветным шрифтом, золотые короны, фильтры, оформленные как будто обёрнутые кусочками коры) производили впечатление на начинающих курильщиков. А когда циркачки перед отъездом подарили нам по пачке «Philip Morris» в пластмассовой коробочке с угольным фильтром, то у меня она долго валялась пустая в письменном столе, хотя я никогда не коллекционировал сигареты, а уж пустые пачки тем более.
В десятом классе родители разрешили мне официально курить дома. А потом школьные годы остались позади, и я начал студенческую жизнь в Ленинграде.
С кубинским табаком я познакомился ещё в школе, затянувшись «Лигеросом» в туалете, сигарету пускали по кругу как большую редкость, но полное знакомство произошло лишь в Питере. Прямо через дорогу от нашего общежития находился магазин «Havana». Чего там только не было! И сигареты из сигарного табака в гильзах из сахарнотростниковой бумаги, сладкой на вкус. И широкий выбор сигар от копеечного «Партагаса», через «Ромео и Джульетту» в металлической колбочке за 1 (один) рубль и до настоящего «Эксельсиора» за 2 руб. 50 коп. в палисандровом пенале, завёрнутого в фольгу и прикрытого сверку тоненьким срезом какой-то пальмы. Но о сигарах - разговор отдельный…
За время учёбы в ВУЗе Болгария основательно уселась на рынок СССР, правда, несмотря на обилие марок, сигареты значительно теряли качество. Я даже не буду говорить о каждой марке, да и не все я курил регулярно, стараясь покупать исчезавший из табачных киосков «ВТ».
Но хочется всё же отметить «Стюардессу» в твёрдой пачке.
Она в продаже появилась чуть ли не первой из выше названных серий, но быстро стала редкостью. Эта оригинальная пачка вскрывалась с одного перфорированного угла, вкус и набивка сигарет отличались в лучшую сторону от варианта в мягкой пачке.
После окончания ВУЗа и переезда в Ригу о БТ пришлось забыть и перейти на местную продукцию: «Ригу», «Элиту» и «Космос».
А при поездках в Вильнюс и Таллин, я отдавал дань производству местных табачных фабрик.
Эстонские сигареты практический ничем не отличались от латвийских, а литовские были не очень. Даже странно, что после развала Союза производство сигарет сохранилось только в Литве, а Рижская табачная фабрика быстро откинула копыта, несмотря на покупку её шведским концерном Prince.
В 80-м во время Олимпиады, в СССР появились в почти свободной продаже совместный «Союз-Аполлон» и настоящие «Мальборо», «Кент» и ментоловый «Салем».
Ближе к концу 80-х появились американские сигареты, выпущенные для рынка СССР. Они были дешёвые, но вполне качественные, сделанные из настоящего табака. Всех названий уже не упомню, но один сорт в памяти сохранился - сигареты «Magna.
Как-то в Ригу прикатила группа бизнесменов из США, принимали их сначала на государственном уровне, а потом распределили по разным предприятиям для установления бизнес-контактов. Мне достался мормон Рон Скотт. Я пришёл к нему в номер гостиницы Рига, чтобы познакомиться и согласовать планы. Узнав, что я курильщик со стажем, он немедленно вынул из чемодана блок «Marlboro Gold».
В конце 80-х начале 90-х начались командировки за границу: Болгария, США, Сингапур, Швеция, Бельгия, Финляндия… В Болгарии в это время ничего интересного на рынке табачных изделий не происходило, а вот в США в Нью-Йорке меня поразило то, что в лотках на улицах любые сигареты стоили ровно 2 (два) доллара. Продавалось там марок 10, ну, может быть, чуть больше. В табачных магазинах я там не был. Мы с коллегой ещё в Шереметьево купили по блоку «More» (что по-русски переводится, как «Ещё», а отнюдь не море», хотя, когда они появились в СССР, все их так и называли).
Это были 120 миллиметровые тонкие сигареты, папиросная бумага и фильтр у них были почти чёрными. Мы курили в основном сигареты из красных пачек, а ментоловые реже, чтобы освежить вкус. Однако мы были удивлены, когда принимавшие нас американцы посоветовали курить что-нибудь потолще и покороче, чтобы нас не принимали за геев…
Сингапуре китайцы сразу сказали, что курить «Мальборо» или «Винстон» - это переводить деньги в дым и предложили попробовать настоящий «Dunill». И эти сигареты стали любимым моим сортом на долгое время. Правда, в Сингапуре продавался только обычный «Dunill».
С «Dunhill International» я познакомился уже в Риге. Здесь началось в начале 90-х настоящее раздолье в начале 90-х. Продавались почти все марки, выпускаемые в мире. «Rothmans International», «Sobranie Black Russians», «Dunhill International» курил попеременною. Стал курить трубку и сигары. Помню, как шведские партнёры в ресторане рижского отеля Radisson SAS были удивлены, когда по моему заказу нам к кофе и коньяку подали настоящие кубинские сигары...
Но музыка играла очень недолго, ещё даже до вступления Латвии в ЕС количество марок сигарет стало стремительно сокращаться в связи с монополизацией рынка поставщиками. Сейчас курить то, что продается в супермаркетах, категорически нельзя - это не табак, а пародия на него, хотя на каждой пачке и красуется надпись - Made in EU. Поэтому я и перешёл на набивку гильз по старинной русской традиции. Одно время можно было купить настоящую листовую Вирджинию, но эти поставки были довольно быстро признаны незаконными. Сегодня набивочный табак тоже давно уже не представлен в былом ассортименте, но несколько приемлемых марок в продаже всё-таки остаются...
Иногда, всё таки случается купить отличные сигареты за границей. Например, китайские «Double Happines».
Но за границей теперь я бываю не часто…
Хотелось бы успеть попробовать на закате жизни «Treasurer Black Premium» от британской Chancellor Tobacco Со., но...
P.S. Недавно был в Болгарии по делам, в Варне и Балчике. Пытался купить действительно болгарские сигареты, но их нет, т.е. Булгар табак, видимо производство не пректатил, но выпускает только лицензионные сигареты. Надо заметить, что количество марок на порядок больше, чем в Латвии. Прикупил для ностальгических воспоминаний:
Возможно, to be continued...