Следующий день был последним на конференции. Я прочёл свой доклад и ответил на заинтересованные вопросы аудитории. Что ни говори, но такие мероприятия полезны не только как развлекательные, но и дают много идей для работы. Когда последний доклад был прочтён, уже наступил вечер, и мы с Сидоровым, распрощавшись с членами президиума, и извинившись, что не останемся на заключительный ужин, отправились в гостиницу, упаковывать свои чемоданы. Наш самолёт в Ригу должен был улететь в 00:45. Емельянов улетел в Москву ещё днём, и мы попрощались с ним во время кофебрейка.
- Ну, успехов вам, коллеги, - сказал он, выходя во двор, где его ожидала уже чёрная Волга академии. - А вы, Костя, подумайте всё-таки об Искре Демиурга.
Времени до отлёта было вполне достаточно, и мы попросили нашего учёного-гида завезти нас на базар. Хотя уже наступила ночь, но на базаре было довольно людно. Ярко горели фонари, и мы без труда отобрали прекрасную огромную дыню для оставшихся в Риге коллег, и купили по более скромной, но не менее зрелой себе домой. Когда мы, нагружённые этими дарами гостеприимной узбекской земли, направились к выходу, где ожидал нас автомобиль, торговцы-узбеки всё ещё пытались уговорить нас, предлагая маленькие ароматные дыньки по три штуки всего за рубль. Мы отнекивались, ссылаясь на то, что столько нам уже не унести, но когда наш гид открыл багажник Волги, мы услышали сзади недовольные возгласы.
***
Минул год. Снова было жаркое лето. Сидоров ходил на работу мрачный и почти не оставался на ночь, чтобы заниматься выращиванием своих «амёб». И, наконец, в начале сентября он зашёл в мой кабинет с листком бумаги в руке - это было заявление об увольнении по собственному желанию. Вид у него был несколько виноватый.
- Александр, - сказал он. - Я понимаю, что подвожу вас, но за месяц я сумею завершить все запланированные дела, ну а руководителя группы вам придётся поискать снова. Я бы предложил на время поисков назначить ВРИО Сергея, он за этот год вырос профессионально гораздо больше других. Возможно, он и вообще справится…
- Хорошо, Костя. У меня, естественно, нет выбора, так как, очевидно, вас прельстить нечем - квартира вам не нужна, а те 20-30 рублей, которые я мог бы пробить в плюс к вашей зарплате - стимул несущественный… Скажите, а куда вы уходите?
- В НИИ планирования Совмина ЛССР. Они только что получили новенькую ЕС-1055!
- Думаете, удастся обойтись без Искры Демиурга?
***
След Сидорова затерялся. Говорили, что он эмигрировал в США в начале 90-х. СУБД ИНЕС была внедрена более чем на полумиллионе советских ВЦ и Николай Евгеньевич Емельянов получил Государственную премию СССР. После реставрации капитализма в России ВНИИСИ стал Институтом системного анализа РАН. На принципах ИНЕС там была разработана СУБД НИКА, уже не на базе мейнфреймов, а по клиент-серверной схеме, и она с успехом работает и по сей день во многих государственных организациях РФ. Емельянов успешно совмещал научную работу с преподавательской деятельностью, так, например, он более 20 лет читал различные учебные курсы в МИСиС…А уже незадолго до свой смерти в 2010-м году создал базы данных памятников Восточно-Христианского искусства и базы данных по
новомученикам и исповедникам Российским в
Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.
(Начало: )