Подводные камни «Меланхолии». Пролог. (анализ символического содержания )
В визуальном контенте, представленном в прологе, с моей точки зрения можно, выделить следующие три наиболее ярких символа:
1. Эпизод с падающей лошадью черной масти - обозначает злое начало, символ похорон, в данном случае, похорон земного мира, т.е. разрушение земного бытия, как сосредоточение темного начала.
Прекращение борьбы (Какая может быть борьба, за что бороться? За этот порочный, по мнению Триера, мир?) и исторического развития. Изъятие из жизни всего того, к чему отсылает А. Блок:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль...
А.Блок
Только здесь «степная кобылица» символизирует не Россию, а весь мир в целом. Так же можно добавить, что символ лошади выступает как предвестник конца истории и наступающего хаоса. Крайне позитивный посыл, не правда ли.
2. Мать с ребенком на руках, бегущая из леса. За ней тянется черный след, при этом показано как ее бег постепенно замедляется, с каждым шагом она все больше застревает в вязкой почве. Думаю, что лес и вязкая почва означают пучину жизненных заблуждений и постепенно затягивающую трясину морально разлагающегося западного общества. Отказ от моральных ценностей, культуры, как системы запретов, т.е. отказ от всего того, что делает человека человеком.
3. Невеста идущая в лесу, опутанная серой паутиной - из второй части фильма становиться понятно, что образ невесты символизирует природную чистоту, невинность, но не ту невинность, которая подразумевает нравственную чистоту, то есть квинтэссенцию высших моральных и духовных ценностей, а невинность в смысле первобытную чистоту, свободную от серой паутины культуры, как системы запретов, чуждой до человеческому естеству. Также можно сказать, что серая паутина - это олицетворение липкой мерзости земного бытия, освобождение от которого посредством уничтожения, с точки зрения Ларса фон Триера, представляется высшим благом. Продолжение следует......