Про поздравительный концерт на 23 февраля

Feb 25, 2016 21:22



image Click to view


Концерт, на котором присутствуют первые лица государства - это уже не совсем концерт. Самим фактом своего присутствия крупные политики превращают его в пусть и своеобразное, но, несомненно, именно политическое мероприятие. Особенно, если открывает этот концерт глава государства, транслируют его на всю страну, а в зале сидят министр обороны и лидеры крупных партий.

Логично, что если президент вначале обращается к собравшимся с неким сообщением, то все, что происходит потом - должно это сообщение как-то раскрывать. Если речь идет о концерте, то доносить его смысл средствами искусства, на языке образов. Ну или, как минимум, хотя бы не входить в противоречие со сказанным.

Плюс ведь президент говорил не просто так, а по поводу праздника, причем крайне актуального, ключевого сейчас - страна фактически воюет. Значит смысл, содержание этого праздника тоже должно быть в концерте раскрыто. И последнее уже не благопожелание идеалиста, а чистая прагматика. Страна воюет, международная обстановка только обостряется, самое время начать вспоминать и актуализировать нашу воинскую традицию.

В общем, включив 23 февраля телевизор и увидев открывающего концерт президента, начала мероприятия я ждал со смесью нетерпения и робкой надежды. Ну а вдруг что-то такое покажут? Ну а вдруг? Когда как не сейчас. И начало внушило определенные надежды (смотри видео в начале).

Родина в образе женщины в белом платье с красным платком на плечах - есть в это что-то архетипичное. Женщина танцует с солдатами разных веков... Может быть сделано не очень глубоко, может быть танцует странно, но тем не менее... Потом казаки с саблями - вроде тоже ничего.

А вот потом...

Предварительно еще несколько слов тем, кто считает, что я придираюсь к «обычному ни к чему не обязывающему развлекательному мероприятию». Это не было обычным развлекательным мероприятием. Заявка на раскрытие некой глубины, на прикосновение к сакральному была сделана - на заднем плане, на огромном экране все время шли кадры военных лет. Этим кадрам нужно соответствовать. Уберите их - и тогда танцуйте хоть голышом. А если заявились выступать в рамках такого, священного для нашего народа контекста, то извольте соответствовать.

Ну так вот, продолжаю, а потом на сцену вышел Саша Белый Безруков и запел нечто, мягко говоря, странное. Посмотрите сами. Кто такой Безруков, зачем он здесь, почему он поет именно это - совершенно непонятно. Потом еще кто-то. Потом Михалков с казаками. Дальше я почти не смотрел.

Все на фоне кадров военных лет. И вот как раз это основное, что вызвало отторжение. Для каждого из выходящих на сцену (по крайней мере из тех, кого я видел) кадры хроники - именно фон, а главное - они сами, такие красивые, почтившие вас своим появлением. А должно быть, фигурально выражаясь, с точностью до наоборот. Не артисты здесь важны, не их личность, а то главное, что они должны раскрыть, проводниками чего должны стать.

Когда прикасаешься к чему-то настолько огромному, как то, что стоит за военной кинохроникой, собственная личность отходит на второй план. Невозможно сочетать это огромное с самопрезентацией, мол, смотрите какой я весь из себя. А те, кто выходил на сцену - этого не понимают. Поэтому у них ничего не получается.

Ведь если все делать правильно, то получается как писал поэт

Когда строку диктует чувство

Оно на сцену шлет раба

И тут кончается искусство

И дышат почва и судьба

А здесь ничего нет. Ни чувства, не искренности и ничего не «дышит». Особенно паршиво, повторюсь, все выглядит на фоне кадров военных лет. Так несоответствие особенно бросается в глаза. И видно, что у народа все есть - есть История, есть культура, есть песни, есть это содержание, но вот только людей, способных раскрыть его, пропустить через себя и подарить другим - нет. По крайней мере те, что скачут на сцене, на роль таких проводников не тянут, да, похоже, и не стремятся ими стать. Это пигмеи на фоне гигантов с кадров кинохроники.

Концерт показывают солдатам и офицерам, которым, может быть, завтра идти в бой. За что они будут воевать? Одно дело воевать за Россию - за право жить в соответствии со своей культурой, за возможность реализовывать в жизни свою правду, которую предки пронесли через века и понять что-то о которой можно в том числе через песни (раз уж обсуждаем концерт).

За это можно воевать. Но здесь размытых представлений недостаточно, нужно отчетливо понимать, что отличает нас от них, в чем состоит наша правда. А чтобы понимать, нужно приобщаться к своей культуре. Выступающие же, не приобщают, а делают строго противоположное. Что не удивительно, ведь много лет от них ничего другого и не требовалось.

Воевать можно только за «настоящее». Но как раз «настоящего» в нашей жизни почти не осталось. И его появления панически боятся очень многие. Ведь сегодня появится «настоящее» в культуре, а завтра - оно придет в экономику и политику. У нас правда есть ценности и идеалы? Мы правда собрались за них воевать? Мы правда решили отстоять Россию, не смотря ни на что? Тогда как можно терпеть бардак в экономике? Придется по настоящему налаживать работу и там (уже не только в культуре), а не прятаться за красивыми словами о инновациях и инвестициях. И в политике: в обществе, где ценности не пустой звук не смогут существовать флюгеры, которые сегодня говорят одно, а завтра, подстраиваясь под конъюнктуру - противоположное. А это, если что, практически весь политический мэйнстрим.

Очень многие хотели бы продолжить жить как раньше. И это еще как-то можно было, пока Россия не начала воевать. А теперь все, нужно начинать жить «по-настоящему». Иного выхода нет. И начать хотя бы с культуры.

культура, 23 февраля, политика

Previous post Next post
Up