Философия культуры или культурология?

Dec 10, 2012 16:07

Благодаря культурологу Вадиму Балуте набрёл на довольно интересную и во многом программную статью В.Н. Сагатовского "Философия культуры: предмет и базовые понятия".

Подход Сагатовского строгий и последовательно философский. С которым можно и нужно спорить.


Он выделяет пять подходов к пониманию культуры и пять ступеней её понимания:

"Выделенные пять подходов к пониманию культуры предстали как последовательные ступени конкретизации ее понимания, взаимно дополняющие друг друга. Каждая из них - шаг в восхождении от первоначально бросающегося в глаза к вершине иерархии, к основе, задающей специфику всех базовых характеристик. Сначала культура предстает как «вторая природа», часть объективной реальности, образуемой артефактами (первая ступень). На второй ступени обнаруживается, что это не просто объекты искусственного происхождения, начавшие жить по новым законам социального бытия, включенные в его естественно-исторический процесс, но процессы и результаты деятельности, субъектно-объектных отношений, в которых субъект опредмечивает себя в артефактах. На третьей ступени выясняется, что это опредмечивание управляется миром человеческих смыслов, идеальных форм, информации, который - а не сам по себе организуемый материал - задает специфику культуры. На четвертой ступени выявляется ценностное ядро, определяющее культурно значимую направленность всей прочей (культурно нейтральной) информации. От второй до четвертой ступени происходит процесс углубления в субъективную реальность. И, наконец, на пятой ступени определяется то особое онтологическое отношение, в рамках которого самоорганизуется ценностное ядро субъекта культуры - отношение уникального начала субъективности к Духу, лежащему в основе мировой целостности, т. е. культура рассматривается в ее отношении к трансцендентной реальности".

Но не зря В.Н. Сагатовский лишь упомянул М.М. Бахтина при своём  "восхождении к "пятому уровню". Ибо Михаил Бахтин (сам считавший себя философом) впервые "разомкнул рамки философии", постулировав, что культура, (как и бытие!) тоже вся располагается " на границах".

Сагатовский сам (именно своим последовательно философским подходом) существенно ограничил  ("замкнул") возможности "философии культуры" именно на  "пятом уровне". А Бахтин впервые (ещё в 1924-ом году!) "разомкнул рамки философии", постулировав, что культура, (как и бытие!) тоже вся располагается " на границах":

"Внутренней территории у культурной области нет: она вся располагается на на границах, границы проходят посвсюду, через каждый момент её, систематическое единство культуры уходит в атомы культурной жизни, как солце отражается в каждой капле её. Каждый культурный акт существенно живёт на границах: в этом его серьёзность и значительность; отвлечённый от границ, он терят почву, становится пустым, заносчивым и умирает". ([1924] "Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве". В кн. "Вопросы литературы и эхстетики". М. 1975, с. 25).

Сагатовский (именно своим последовательно философским подходом) существенно ограничивает "философию культуры"в качестве философской дисциплины.

А для Бахтина и сама философия становится частью культуры, нуждающейся в "рефлексии извне".

И намеченный Бахтиным подход к культуре (и будущей культурологии , базирующейся на таком подходе) принципиально иной: не "восхождение от абстрактного к конкретному" (как у Сагатовского, вслед за Марксом). И не обратное "восхождение" (от "конкретного к абстрактному"), а "одновременное существование". Не - "анализ" и не "синтез". А некий синкретичный подход. Потому что для Бахтина в центре целостная человеческая личность во всей своей полноте взаимоотношений (с собой. с другими людьми, с социумом, с природой, с космосом, с Богом).

Искусство сохранило эту синкретичность. Религия - тоже. Наука и современная философия от неё отказались!

Не случайно в ХХ веке именно не философы, а представители других "частных дисциплин"(чуть более близкие к человеку, его культуре и его религии) сделали для возникновения и развития культурологии самые значительный вклад (к примеру, Макс Вебер и Питирим Сорокин, не говоря уж о самом Михаиле Бахтине).

философия культуры, Сагатовский, Макс Вебер, Бахтин, культурология, Питирим Сорокин

Previous post Next post
Up