О чисто фрейдовском объяснении парадоксальных тенденций, стратегий и действий в большой политике впервые впервые всерьез заговорили осенью 2018 в связи с делом Хашогги.
2 октября 2018 года оппозиционный саудовский публицист и политэмигрант Джамаль Хашогги (мало кому известный вне "аравийского мира") отправился в консульство Саудовской Аравии в Стамбуле, чтобы получить некоторые рутинные документы. Там он был схвачен, маниакально убит (Хашогги сначала отрубили пальцы, а потом голову, после чего тело дополнительно обезображено, и сброшено в колодец в саду резиденции консула Саудовской Аравии, в 500 метрах от офиса консульства).
Негативные последствия этого акта для репутации королевства Саудовская аравия были настолько масштабны и настолько предсказуемы, что аналитики недоумевали: как такое могло случиться?
Хашогги не представлял сколь-нибудь значимой угрозы для саудовского режима, а если бы даже представлял - у спецслужб есть множество способов убить человека неприметным образом, так что подозрения даже если и будут, то все равно доказательств не хватит для выстраивания четкой цепочки с заказчиком.
В данном случае заказчик был назван сразу: наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд. Мотив тоже был назван: Хашогги плохо отзывался о нем. Ладно, допустим принц болезнено-обидчив, но почему такой маниакальный способ убийства, повлекший мгновенное раскрытие и соответствующий резонанс?
Фрейдэксплейн выглядит так: мы имеем дело с актом психоза, известным, как групповой нарциссизм и нарциссическая ярость спонтанных убийц.
Совершенно то же самое можно увидеть в политических трендах и социальных настроениях других стран, где установились неоимперские режимы, нагнетающие групповой нарциссизм через подконтрольные медиа (имеющие в "цифровую эпоху" огромный потенциал психотического внушения).
Полная аналогия с феноменом маниакальной ярости к Хашогги наблюдается в современных социальных трендах Континентального Китая:...
Xi Jinping has nurtured an ugly form of Chinese nationalism. It may prove hard to control
https://www.economist.com/china/2022/07/13/xi-jinping-has-nurtured-an-ugly-form-of-chinese-nationalism...И в ряде более мелких неоимперских геополитических формаций.
О чем вкратце речь (цитирую по википедии):
- Нарциссизм - свойство характера, заключающееся в чрезмерной самовлюблённости и завышенной самооценке - грандиозности, в большинстве случаев не соответствующей действительности. Нарциссическое расстройство личности
Расстройство личности, характеризующееся убеждённостью в собственной уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми; завышенным мнением о своих талантах и достижениях; поглощённостью фантазиями о своих успехах; ожиданием безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения от окружающих; поиском восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости; неумением проявлять сочувствие; идеями о собственной свободе от любых правил, о том, что окружающие завидуют
- Групповой нарциссизм (или коллективный нарциссизм) - феномен, при котором индивиды преувеличивают позитивный образ и важность группы, к которой принадлежат. В то время как классическое определение нарциссизма фокусируется на личности, групповой нарциссизм утверждает, что у него может быть подобное чрезмерно высокое мнение о группе, а также, что группа может функционировать как нарциссическая сущность. Первым, кто начал исследовать такое понятие как нарциссизм и применил его в психологии, был Зигмунд Фрейд. Фрейд формулирует понятие нарциссизма в рамках своей теории либидо. В своих многочисленных работах он анализировал это свойство характера, заключающееся в чрезмерной самовлюблённости. Наиболее подробно он осветил этот вопрос в 1914 году в своей работе «Введение в нарциссизм». Процесс перехода индивидуального нарциссизма к групповому анализировал немецкий социолог и психолог Эрих Фромм. В своих работах «Анатомия человеческой деструктивности» и «Бегство от свободы» он приходит к выводу, что в процессе перехода род, нация, религия, раса и так далее становятся объектами нарциссического предпочтения. Таким образом, нарциссическая энергия остаётся, но она применяется в интересах сохранения группы вместо сохранения жизни отдельного индивида. В дальнейшем при развитии теории социальной идентичности польский социолог Анри Тэшфел отмечал, что желание людей представлять свою группу лучше, чем остальные, является одной из движущих сил внутригруппового уклона. А значит, поиск позитивной социальной идентичности может приводить к коллективному нарциссизму.
В 1988 году Роберт Рэскин и Говард Терри выделили 7 факторов нарциссизма, среди которых: властолюбие, чувство превосходства, эксгибиционизм, восприятие чего-либо как должного, тщеславие, тенденции к эксплуатации чужих ресурсов и самоуверенность.
- Нарциссическая травма и связанная с ней нарциссическая ярость - концепции психоанализа. Нарциссическая ярость или нарциссический гнев - реакции на нарциссическую травму, которая по мнению нарцисса представляет угрозу для самооценки последнего. Выражение Нарциссическая травма (или нарциссический шрам) было введено Зигмундом Фрейдом в 1920-е годы. Термин нарциссический гнев был введен Хайнцем Кохутом в 1972 году. Нарциссическая травма возникает, когда нарцисс чувствует, что его скрытое истинное я было обнаружено. Это может быть в случае, когда нарцисса постигает очевидная неудача или его значимость поставлена под сомнение. Нарциссическая травма приводит к стрессу и может служить причиной девиантного поведения, получившего название нарциссическая ярость. Нарциссическая ярость проявляется в широком диапазоне поведения: от демонстративного равнодушия и выражения легкого раздражения или досады до серьезных случаев агрессии, включая физические атаки и даже убийства[3]. Нарциссическая ярость не ограничивается случаями расстройств личности и может проявляться в форме кататонического синдрома, параноидального бреда и депрессивных эпизодов.
...Такие дела...