Два фактора - очаровательная жара на Балтике и странные глюки в ЖЖ - побудили меня слегка отвлечься от блога и сформулировать любопытное продолжение статей по трансмарксизму, опубликованных ранее*: феномен присвоения времени - модель системной деградации под действием "экономики внимания"**...
...Но сначала я решил поглядеть, чем порадовали нас за последние годы публичные толкователи классического марксизма.
Чем-то порадовали, а чем-то наоборот. В общем: представляю достопочтенному сообществу 5 лекций, которые прочел по марксизму к.э.н. Александр Погребняк.
Расшифровки тут***:
Лекции Погребняка очень познавательны, и были бы почти идеальны для знакомства с марксизмом вообще (как классическим, так и модернизированным) если бы не отдельные спорные пункты и слишком оригинальные толковния.
Мало кто кроме Погребняка решается отметить вот это:
...знаменитое определение философии Маркса связывает его с так называемой традицией подозрения.
Если раскрыть смысл этого термина - «традиция подозрения», - то он состоит в следующем: там, где нам что-то представляется совершенно неизменным, вечным - как говорили классические философы, такой вечной и неизменной нам может представляться некоторая сущность вещей, а также позиция самого субъекта, - так вот, вместо этой вечной сущности или вместо этого неизменного субъекта на самом деле имеет место процесс создания и преобразования как вещей, так и субъектов. И, кроме этого, сам этот процесс, его форма тоже открыта для преобразований.
С точки зрения Маркса, за всяким положением, которое претендует выражать некоторое вечное правило человеческой жизни: например, кто-то всегда должен командовать, а кто-то - всегда подчиняться, или, как говорил Аристотель, одни люди по своей природе свободны, другие по своей природе рабы, или, например, кто-то всегда должен получать больше, а кто-то меньше, - так вот, говорит Маркс, за этими так называемыми вечными и неизменными правилами мы должны заподозрить попытку закамуфлировать, затормозить, предотвратить тот процесс, который направлен на возможное преобразование существующего порядка. Этот порядок может быть кому-то из нас выгоден или просто привычен, но это вовсе не означает, что он единственно возможный и наилучший.
Или вот это:
Буржуазия в какой-то момент понимает, что все те орудия борьбы, которые когда-то она сама применяла, борясь за свое собственное господство, теперь могут быть обращены против нее. Свобода печати, свобода собраний - все это теперь начинает объявляться социализмом - страшное слово, - и все, на что ставится клеймо «социализм», сразу начинает подвергаться преследованию.
Поэтому в какой-то момент, говорит Маркс, совершенно логично, что, следуя этому инстинкту самосохранения, буржуазия предпочтет отказаться от своих принципов, от своих свобод в пользу деспотического правления первого встречного авантюриста, как Маркс называет Луи Бонапарта... Маркс также моделирует определенную ситуацию, в которой реакционная логика действий буржуазии порождает потребность в деспотической форме правления. И, в принципе, оказывается совершенно все равно, кому будет в итоге передана верховная власть, главное - чтобы эта власть выполняла свои основные функции, то есть полицейские функции, функции по сдерживанию любых революционных настроений и выступлений.
С другой стороны - следует отметить некоторые странности. Так, в 5-й лекции Погребняка говорится:
Идеи коммунизма важны и представляют интерес сегодня еще и потому, что современный капитал, который по-прежнему находится в частном управлении, активно использует обобществление труда. Многие виды деятельности сегодня требуют не только чисто технических, профессиональных компетенций, но еще и так называемых общечеловеческих компетенций, таких как общительность, улыбчивость, услужливость, умение работать в команде, умение объединять свои усилия, кооперироваться и так далее.
Поэтому мы можем сказать, что одно из главных требований современного капитала, которое он предъявляет работнику, - это вообще стереть разницу между рабочим временем и временем свободным. То есть человек должен работать, как бы играя, но и отдыхать человек должен, как бы постоянно работая, продолжая продумывать какие-то свои задачи, или как минимум заботиться о своем здоровье для того, чтобы на рабочем месте быть более эффективным. Кстати, в конце «Капитала» Маркс высказал свою знаменитую фразу о том, что главной ценностью при коммунизме будет свободное время. Так вот, свободное время сегодня тоже под вопросом.
Многие задачи, которые ставятся перед современным работником, вообще выходят за рамки официального рабочего времени. Например, один из современных итальянских философов, Паоло Вирно, назвал это состояние современного мира очень точно - коммунизм капитала. То есть капитал, по сути дела, сегодня создает коммунистический характер общества в рамках производства, он делает людей зависимыми друг от друга, нуждающимися друг в друге, он постоянно вроде бы на уровне видимости преодолевает отчуждение труда, превращает труд в какие-то творческие задачи, какой-то интересный процесс, но при этом продолжает из всего этого частным образом извлекать прибыль.
Вирно говорит, что сегодня во многих случаях та прибавочная стоимость, которая производится человеком, производится им зачастую не на рабочем месте и не в рабочее время, а в течение всего жизненного времени. То есть в пределе, может быть, немножко гиперболизируя, мы можем сказать, что даже наши сновидения или наше дружеское общение тоже вносят вклад в производство прибавочной стоимости.
С экономической точки зрения формируется не "коммунизм капитала", а форма ранее невиданной супер-эксплуатации работника (которая была бы признана криминальной и пресечена даже буржуазным судом полвека назад). Странно рассматривать такие вещи чуть ли не как признак конвергенции.
Тема будет разобрана в упомянутой модели системной деградации под действием "экономики внимания".
В общем, лекции интересные, и все таки: "Люди, будьте бдительны" (Джеймс Олдридж, Юлиус Фучик)
...Такие дела...
--------------------------
*) Трансмарксизм в этом журнале
Трансмарксизм - взгляд с перевала Винджа на материальные корни истории
https://alex-rozoff.livejournal.com/90218.htmlТрансмарксизм - проблема комков в политэкономической каше.
https://alex-rozoff.livejournal.com/90603.htmlТрансмарксизм - шаг к барьеру Винджа: роботы делают роботов и вещи для людей.
https://alex-rozoff.livejournal.com/90650.htmlТрансмарксизм. Противостоящие классы в современном обществе: бюролигархия и прекариат.
https://alex-rozoff.livejournal.com/475850.htmlЗаметки о трансмарксизме - 22. Мысленный эксперимент: witch-card вместо пирамиды распределения
https://alex-rozoff.livejournal.com/500227.html**) Что такое экономика внимания, или Почему за шок-контентом будущее (Александра Иваницкая)
https://theoryandpractice.ru/posts/19176-chto-takoe-ekonomika-vnimaniya-ili-pochemu-za-shok-kontentom-budushchee***) Александр Погребняк - лекции (расшифровка)
Карл Маркс: философ и человек. Как Маркс пришел к выводу, что философ должен не объяснять мир, а менять его, подружился с Энгельсом и принял участие в революции
https://arzamas.academy/courses/109/1Как Маркс объяснял историю. Почему Маркс считал, что история человечества - это история борьбы классов, а все революции всегда сменяются консервативной реакцией
https://arzamas.academy/courses/109/2Что написано в главной книге Маркса - «Капитале». Почему даже ученые современники Карла Маркса плохо понимали, о чем говорится в его главном труде
https://arzamas.academy/courses/109/3Откуда берется капитал. Что такое капитал и почему Маркс считал, что в его корнях скрываются насилие и эксплуатация
https://arzamas.academy/courses/109/4Коммунизм: ожидания и реальность. Как Маркс представлял себе коммунизм и почему у Советского Союза ничего не получилось
https://arzamas.academy/courses/109/5