Цифровековые рыцари неба с игрушечными мечами: хроника F-35 - боевого смартфона с крылышками

Jan 28, 2022 15:07

25 января 2022 новейший истребитель F-35 Lightning II стоимостью 100 млн. долларов проломил конструкции летной палубы своего атомного авианосца CVN-70 Carl Vinson стоимостью 6 млрд. долларов (ранив при этом семерых моряков), и утонул в Южно-Китайском море (пилот успел катапультироваться до касания воды)*.


Судя по намекам СМИ о неком "внешнем воздействии на бортовой компьютер" причина этой и ряда предыдущих катастроф F-35 - в кривой концепции, кривом софтвере и кривом сопряжении "цифровой" и "вещественной" частей этого смартфона с крылышками, разработка которого стоила то ли 56 то ли 400 млрд. долларов**.
К счастью, авианосец Carl Vinson построен задолго до т.н. "цифровой революции" (в 1980-м) - а то он мог бы тоже утонуть бы при подобном инциденте... Но это не конец, не начало, а середина истории, выходящей далеко за рамки одной абсурдной катастрофы военного самолета в абсолютно мирных условиях.
27 января 2022 Новейший самолет F-35C ценой 100 млн долларов в начале этой недели упал в море, не сумев взлететь с авианосца ВМС США "Карл Винсон"[ошибка журналиста: этот F-35 утонул при посадке, а при взлете утонул недавно (17 ноября 2021) другой F-35, в Средиземное море - A.R.]. Это случилось в нейтральных водах, и потому самолет, напичканный секретным оборудованием, формально можно считать "законной добычей" для любого, кто достанет его первым... F-35 - это по сути летающий компьютер, который принимает от других участников боевых действий, обрабатывает и отдает им информацию. У Китая таких технологий нет, и если они заполучат F-35, то, вероятно, смогут совершить рывок... Военные считают, что Китай заполучил секретный американский вертолет-невидимку, который разбился в Пакистане в 2011 году, во время операции, в ходе которой был убит Усама бин Ладен.***
...Вот тут уже точно можно начинать смеяться.

Обстоятельства потери т.н. "вертолета-невидимки" в ходе операции "копье Нептуна" еще более нелепы, чем предшествующий сезон охоты за "террористом №1" в диких горах Сафедхох.
(Конспективно цитирую по википедии): "Атака была запланирована на время с небольшой лунной освещённостью, чтобы вертолёты могли проникнуть в Пакистан незамеченными. Спецназовцы вылетели в Пакистан из Джелалабада (Афганистан) на вертолётах Black Hawk. Вертолёты низко летели над холмистой местностью, чтобы достичь виллы без появления на радарах пакистанских военных. Тем не менее пакистанцы подняли свои истребители, но в ход атаки не вмешивались. Первая из команд SEAL должна была спуститься на тросах на крышу дома, в то время как команда другого Black Hawk должна была выйти во двор и проникнуть с первого этажа. Однако, когда они зависли над целью, один из вертолётов попал в вихревое кольцо из-за более высокой, чем ожидалось, температуры воздуха и высоких стен, из-за чего он задел одну из стен, «повредив ротор. Вертолёт перевернулся на бок. Он был повреждён и не мог быть использован для вылета" (поэтому в финале операции американские коммандос подорвали его).
...Так вот, упомянутый вертолет Sikorsky UH-60 Black Hawk разработан в 1974 году и эксплуатируется с 1977. Построено более 4000 экземпляров (в т.ч. на экспорт в ЮВА). В середине 1980-х правительство КНР приобрело у компании Sikorsky 24 вертолета S-70C-2 - гражданской версии Black Hawk. Вся документация имеется в Польше где с 2010-го кое-как работает лицензионное производство (под маркой S-70i). В КНР военная безлицензионная (пиратская) версия производится с 2013 года на экспорт под маркой Harbin Z-20 (и носит неофициальное имя Copyhawk).
Что касается "невидимости" Black Hawk то она (невольный каламбур) физически невидима, и существует лишь в виде затрат на оную в военном бюджете США.

Вернемся, впрочем, к истребителю F-35 - смартфону с крылышками (или "летающему компьютеру" - как более политкорректно выразилось bbc). Все произошедшее за прошлый год с этим сверхдорогим нелепым порождением "цифровизации" полностью соответствует тезисам эссе, опубликованным у меня ровно год назад, 28 января 2021: Как кибервойска вытесняют материю из виртуализуемой боевой авиации: от фанеры до фотошопа. и два года назад в эссе 12 января 2020: АнтиНТР: как номинальный "цифровой" прогресс ведет к деградации материальной техники
Авиалайнер 737 Max "проектировали клоуны, которыми, в свою очередь, руководили мартышки", - говорится в сообщении одного сотрудника Boeing другому, написанном в чате в апреле 2017 года
"За полмиллиарда долларов можно купить как минимум десять истребителей, которые будут гораздо лучше. Да они просто уничтожают ВВС, спуская деньги на самолет, который в общем неплох, но просто невероятно дорог! А что касается и F-22, и F-35, то оба они еще и настолько трудны в обслуживании, что не будут представлять собой никакой особенной силы в воздухе - их эффективность в военное время будет очень невысока. Кроме того, это должны быть истребители, которые летают как минимум дважды в день. Частота полетов F-22 и F-35 - от одного раза в четыре дня до одного раза в неделю. Их просто нет в воздухе. Когда самолет стоит на земле - он мишень" - говорил в том же 2017 году американский военный авиационный аналитик Пьер Спрей (в 1970-х входивший в группу военных пилотов, инженеров и экспертов Пентагона)****.

ЭПИЛОГ: в 2006-м (как раз когда был выполнен первый полет прототипа F-35), Кирилл Еськов опубликовал памфлет "ЦРУ как мифологема" и обосновал, что исходя из фактов и здравого смысла следует ...признать очевидное: миром правит бардак - глупость, полнейшая некомпетентность и поразительная, не укладывающаяся в обычную голову безответственность Лиц, Принимающих Решения. Причем именно в спецслужбах (которые конспирологи наивно полагают главной шестерней того самого разумно-злодейского, или злодейски-разумного, механизма управления миром) эти самые некомпетентность и безответственность разрастаются, за ширмой секретности, до совершенно умопомрачительных, немыслимых "на гражданке", масштабов.

...Такие дела...
----------------------
*) Графическая схема инцидента 25 января 2022:
https://www.dailymail.co.uk/news/article-10443761/China-claim-salvage-rights-crashed-F-35-jet-say-environmental-hazard-Expert.html
**) Цена разработки истребителя F-35 Lightning II
Бывший глава фирмы "Локхид Мартин" Норман Огастин, подсчитал, что начиная со времени возникновения класса самолетов-истребителей стоимость разработки нового самолета за каждое десятилетие вырастала вчетверо. При сохранении этой тенденции, к 2054 г. на весь военный бюджет такой страны, как США, можно будет заказать разработку единственного типа боевого самолета. Причем этот "бриллиантовый" самолет должен будет три с половиной дня в неделю эксплуатироваться ВВС, вторую половину недели - Флотом, а в особо успешные годы один день в неделю будет отдан авиации корпуса морпехоты (КМП).
http://www.airwar.ru/enc/fighter/x35.html
На разработку самолёта на апрель 2011 года было затрачено свыше 56 млрд долларов. Согласно заявлению новоизбранного президента Д. Трампа, полная стоимость проекта составила 400 миллиардов (вместо 380 в 2013), стоимость одной машины в среднем превысила 150 миллионов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/F-35
***) Подводная гонка за истребителем. Американцам нужно добраться до утонувшего F-35 раньше китайцев
https://www.bbc.com/russian/features-60161070
****) Истребители пятого поколения - ошибка Пентагона?
https://www.bbc.com/russian/features-38572283
АнтиНТР: как номинальный "цифровой" прогресс ведет к деградации материальной техники.
https://alex-rozoff.livejournal.com/206708.html
Как кибервойска вытесняют материю из виртуализуемой боевой авиации: от фанеры до фотошопа.
https://alex-rozoff.livejournal.com/342962.html
Previous post Next post
Up