АнтиНТР: как номинальный "цифровой" прогресс ведет к деградации материальной техники.

Jan 12, 2020 13:07

Человечество в XXI веке, в основном, ушло от материального научно-технического прогресса (свойственного XX веку), и сейчас успешно производит лишь три продукта:
1) Полуголодных детей в фатально нищих семьях.
2) Информационный мусор (включая мусорные сервисы и мусорные активы).
3) Смартфоны и прочие электронные гаджеты для виртуального потребления п.2.
...Этот тройной тезис об антиНТР я высказал 9 января, и ряд людей со мной спорит. Ладно. Будем приводить аргументы. И начнем с катастрофы нового Boeing 737 под Тегераном 8 января 2020. Как оказалось, в этой (третьей за последнее время фатальной катастрофе) самолет и экипаж были не при чем. Самолет сбит ракетой ПВО "Стражей исламской революции" (похоже, персонал этой гибридной армии так перепуган гибелью своего лидера, что теперь принимает любой летящий объект за американскую крылатую ракету). Но, очередная катастрофа нового Боинга 737 привела к публикации весьма интересной переписки:

10 января 2020 = Компания Boeing опубликовала внутреннюю переписку собственных сотрудников. Они писали друг другу, что временно выведенный из эксплуатации лайнер 737 Max непригоден к полетам, и обсуждали лоббирование против интересов авиационного регулятора. Авиалайнер 737 Max "проектировали клоуны, которыми, в свою очередь, руководили мартышки", - говорится в сообщении одного сотрудника Boeing другому, написанном в чате в апреле 2017 года. =
https://www.bbc.com/russian/news-51061640
Напомним, откуда взялась сомнительная конструкция нового 737-го (по данным СМИ)
6 января 2020 = Чтобы успеть за конкурентом, Boeing пришлось создавать ремоторизованный вариант своего старого лайнера в этом сегменте - 737. Но это оказалось не так просто: из-за слишком коротких стоек шасси расстояние от крыла до земли не позволило разместить новые, более крупные двигатели на их штатных местах. Инженерам пришлось вынести двигатели за кромку крыла и поднять выше над землей.Но у этих изменений был и побочный эффект: у нового самолета появилась тенденция в полете задирать нос вверх - в авиации это называют кабрированием. В Boeing справились с недостатком с помощью специальной программы, которая принудительно опускала нос, когда самолет опасно поднимал его. Программа реагировала на показания датчиков. Ее назвали Maneuvering Characteristics Augmentation System (MCAS) - "улучшение характеристик системы маневрирования". Однако компания не сообщила об этом пользователям - пилотам и авиакомпаниям. =
https://www.bbc.com/russian/features-50825172
Попросту говоря, конструкторская группа концерна Боинг подошла к модернизации старого авиалайнера так же, как подходят в XXI веке к обновлению цифровых продуктов: второпях, силами неквалифицированного персонала, переделала хорошую старую вещь (Boeing 737, модель 1967 года) в новую плохую, а сразу возникшие критические дефекты закрыла цифровыми "заплатками" (patch), заранее понимая, что дефекты этим не исчерпываются.

Плохой цифровой продукт в этом случае начал бы эксплуатироваться, показал бы свои дефекты в ходе работы пользователей, и тогда (на основании жалоб пользователей) конструкторская группа заклеила бы дефекты новыми патчами. Выявились бы новые дефекты - появились бы новые жалобы - были бы наклеены новые патчи. И после энной итерации продукт стал бы кое-как работать. Пользователи бы смирились (поскольку выбирать не из чего - рынок так монополизирован, что на нем предлагают продукты всего два-три концерна, причем одинаково плохих).
Но авиалайнер - не цифровой продукт, а материальный (о чем как-то забыли топ-мененджеры Боинга), и...
= Главным событием 2019 года в авиационной отрасли стал кризис, связанный с Boeing 737 Max 8. Этому кризису предшествовала гибель 346 человек в двух авиакатастрофах. Кризис вокруг Boeing создает прецедент, который может изменить всю авиационную отрасль. =
https://www.bbc.com/russian/features-50825172

Дело вовсе не в авиационном рынке. Можно привести очень характерную ситуацию на рынке аграрной моторной техники (благодарность коллеге no1u1w1w6c за этот материал). Привожу перевод:
= На Среднем Западе фермеры обнаруживают, что 40-летние тракторы выполняют свою работу с меньшими трудностями и затратами.
Тракторы, произведенные в конце 1970-х и 1980-х, являются одними из самых горячих товаров на фермерских аукционах на Среднем Западе в наши дни - и это не потому, что они антиквариат.
Фермеры заботятся о затратах, ищут выгодные сделки, и тракторы той эпохи хорошо сделаны и полностью функциональны, и их не так сложно и дорого ремонтировать, как более новые модели, работающие на сложном программном обеспечении.
«Эта тенденция ширится. Было интересно, что в последние пару лет, которые были трудны для аграриев, увидеть, как эта тенденция ускорилась», - сказал Грег Петерсон, основатель Machinery Pete, компании, занимающейся фермерской техникой в Рочестере =
https://soylentnews.org/article.pl?sid=20/01/09/0150251

Все тот же симптом антиНТР: нынешние концерны-монополисты, второпях, силами неквалифицированного персонала, переделывают хорошую старую вещь (трактор времен НТР) в новую плохую, а сразу возникшие критические дефекты закрывают цифровыми "заплатками". Получается дорого, ненадежно, и недоступно для самостоятельного ремонта.

По мере расширения потока информационного мусора и бессмысленных ненадежных и информационно-перегруженных гаджетов (с безобразным софтвером на таком же безобразном хардвере) в ходе т.н. "цифровой революции" - ситуация становится все хуже и хуже. Новая материальная техника, выходящая на рынок - это уже почти мусор, и она превращается в конченный мусор иногда менее чем за 1000 дней эксплуатации. Люди стремятся сохранить или приобрести старую технику, сделанную в эпоху НТР.
= Подержанные автомобили становятся все более популярными, теперь на них ездят даже женщины. =
https://p.dw.com/p/8zI1
= По последним данным Федерального статистического ведомства, все больше жителей Германии предпочитают ездить в подержанных автомобилях. У представителей немецкой автопромышленности есть серьезный повод для беспокойства. Все больше немцев, вместо того чтобы тратиться на приобретение нового авто, пересаживаются в подержанные машины. Об этом свидетельствуют результаты последнего опроса, проведенного Федеральным статистическим ведомством Германии в рамках исследования уровня доходов и предпочтений потребителей (EVS) в 2008 году =
https://p.dw.com/p/G7fn
= Многие британцы предпочитают подержанные машины... в Великобритании не привыкли, вернее, отвыкли ремонтировать. Там все меняют блоками, системами. Так что может случиться, что с годами свою машину придется купить еще раз - только на сей раз по запчастям.=
https://p.dw.com/p/GkIh
= С 2011 года рынок подержанных автомобилей в Польше постоянно растет. По данным, которые содержатся в ежегодном докладе Польской ассоциации автомобильной промышленности (PZPM), только с 2015 по 2016 годы такой рост составил 20 процентов. При этом среди машин, впервые допущенных к использованию, две трети приходится на подержанные и треть - на новые. =
https://p.dw.com/p/2imJQ
= Еще более резко (беспрецедентное падение за все время проведения таких опросов, подчеркивают авторы исследования) снизилось желание покупать новые машины, тогда как спрос на менее дорогие подержанные авто более чем удвоился. Это - плохой знак для немецкого автопрома, и без того переживающего резкое торможение. =
https://p.dw.com/p/3O16Z

И в порядке эпилога: я вовсе не противник компьютеризации и информационных сетей. Я получал инженерное образование в начале 1980-х, в период бума компьютеризации проектирования материальных объектов. И тогда это воспринималось, как возможность проектировать новые машины:
- Экономичными (дешевыми, технологичными)
- Надежными, долговечными и пригодными для быстрого ремонта.
- С лучшими характеристиками.
Причем проектировать БЫСТРО.
А что мы имеем сегодня?..
...Вот такие дела.
Previous post Next post
Up