Черный лебедь Талеба: фатальная хрупкость сверхгигантов в экономике и политике.

Jan 11, 2020 15:42

= Книга Нассима Николя Талеба «Черный лебедь» вышла в Америке в 2007 году. К этому времени автор был успешным трейдером, сделавшим себе состояние на банковском кризисе 1987 года и кризисе доткомов в начале нулевых. Уже его первая книга, «Одураченные случайностью» (о том, что в жизни все слишком зависит от случая, чтобы не пытаться к случаю приспособиться), попала в список «самых интеллектуальных книг всех времен и народов», составленный журналом Fortune. Но с «Черным лебедем» Талеб пошел дальше и сыграл на опережение: он выпустил книгу о том, что предсказать большие события и кризисы невозможно, и тут же заработал на наступившем в 2008 году кризисе миллионы. Главная идея «Черного лебедя»: самые большие изменения совершаются внезапно, и мы, пока не увидим их, даже не подозреваем об их существовании. Так, индюшка до встречи с мясником не подозревает, для чего ее откармливают... Черный лебедь - это важное событие, которое объединяет три признака: оно исключительно (не похоже ни на что, что было прежде), оно имеет редкую силу воздействия и оно предсказуемо только ретроспективно - то есть мы можем объяснить его только тогда, когда оно уже произошло. =
https://republic.ru/posts/69012
= «Черный лебедь» был представлен публике незадолго до кризиса, обрушившего мир Глобальных финансов в болото Великой рецессии. «Черный лебедь» (согласно Талебу) такое событие, которое происходит неожиданно для авторитетных экспертов, и влечет фатальные последствия для системы. При этом (главное!) при анализе ПОСЛЕ можно заметить, что Черный лебедь был закономерен, и предсказуем, но ПОЧЕМУ-ТО о его приближении не догадывались те самые «авторитетные эксперты».
У самого Талеба приводится объяснение: Черные лебеди прилетают туда, где у всех заинтересованных персон, и у авторитетных экспертов, создано обманчивое ощущение стабильности и непоколебимости системы. Такое обычно бывает при централизации и унификации экономики (как в СССР эры Первой Холодной войны, и как на Западе эры Глобализации).

В действительности (как доказано в теории хаоса) централизованные и унифицированные экономические системы крайне хрупки. Они лишены естественного свойства многоукладной экономики: автостабилизации путем перестройки структуры.
Пример: два мегаполиса, соединенные ультрасовременной автострадой, или двести поселков с таким же суммарным населением, соединенные в сеть тысячей дорожек. У которой из этих систем логистики выше сопротивляемость сейсмическим толчкам?.. =
https://www.proza.ru/2016/09/24/1035

Черный лебедь Талеба - это не что-то мистическое. Это лишь иллюстрация фатальной нестабильности любой сверхгигантской системы, построенной по принципу сквозного вертикального плана, призванного учесть все до деталей.
Таков был советский Госплан, идя которого состояла в том, что можно в бюрократической пирамиде учесть все потребности 250-миллионной страны. Как показала практика, такая система дает тем больше сбоев, чем более жестко она устроена. До определенного момента она держалась - лишь за счет мелкой теневой инициативы в нижних ярусах, и лишь пока обстановка в мировой экономике была более-менее благоприятной.
И эта сверхгигантская система рухнула, как только подверглась воздействию сравнительно сильной флуктуации (нисходящая фаза волны нефтяных цен).

Сейчас мы наблюдаем сразу три развивающихся сценария обрушения сверхгигантов, это:
- Экономика Континентального Китая (КНР)
- Экономика Евросоюза.
- Глобальная финансово-экономическая конструкция (мировые финансы, связанные с тотальной монополизацией и разделением труда между концернами-гигантами национального и транснационального масштаба).

Авторитетные эксперты снова не видят черного лебедя (и говорят о каких-то временных проблемах, которые наверняка решатся).
Авторитетные боссы в ООН, ОЭСР, и элитных олигархических клубах - остаются лихорадочно увлеченными моделями всезнающей цифровой экономики и "Устойчивого развития" (что до смешного напоминает вышеназванный советский Госплан).
Обыкновенная интересующаяся публика смотрит на них и думает: "Ну, наверное все как-то уладится - ведь не может же быть, чтобы такое сверхгигантское, и вдруг рухнуло".

На самом деле - может. И рухнет. Именно потому, что сверхгигантское.
Такие дела.
Почему?
Previous post Next post
Up