Apr 11, 2012 20:57
или когда журналист перестаёт писать и берёт в руки камеру
Да, сегодняшней темой нашей с Вами беседы будет весьма благодатный для меня вопрос: фотография. В наше время бытует такое расхожее мнение, что психологами и фотографами становятся те, кто не умеет и не хочет работать (да простят меня психологи - я сам фотограф). «Ну да, точно! - согласитесь Вы со мной, - правильно! Всё сходится: факультет МЖ, толпам студентов, которые ровным счётом ничем не занимаются, остаётся лишь фотографировать мероприятия и «встречки». Или не согласитесь? Знаете, был у меня один друг, который однажды сказал мне (да, кстати, был как раз до того момента, пока не выдал следующее): «Ой, а ты на МЖ пошёл, да? Несерьёзно. Ну ладно, лет через двадцать дам тебе интервью и для фотографии попозирую» Тогда мне очень повезло: я прихватил с собой старенький ФЭД, очень подходящий для таких случаев - и снимки делает неплохие, и ударить таким можно. Кажется, Вы догадались, какое из этих двух свойств пригодилось мне в тот раз.
Так зачем же всё-таки журналисту уметь обращаться с камерой (фото-, видео- - неважно)? Только лишь для того, чтобы использовать её как оружие ближнего боя? На первый взгляд, действительно, ну зачем пишущему журналисту - в своём рассказе затрагиваю только их: зачем камеры операторам и фотографам, должно быть ясно - уметь обращаться с этой техникой? Сегодня, казалось бы, за каждым таким писакой ходит фотокор, фиксирующий всё на своих снимках. К тому же, профессиональные фото- и видеокамеры подчас очень сложны в использовании. Прошу Вас, не ухмыляйтесь при словосочетании «сложно снимать»: была у меня одна знакомая (и опять-таки, была), которая говорила, что профессиональные фотоаппараты «всё делают за фотографа». И что, Вы думаете, я сделал? Я доверил её хрупким рукам камеру в полностью ручном режиме (да, я жесток! Но я справедлив!). После поверхностного знакомства с чудом японской оптики она в корне изменила своё мнение. Итак, зачем же журналисту и, в частности, студенту факультета Международной журналистики Московского института международных отношений учиться снимать и тратить своё драгоценное время учёбы на такой вздор? Разберёмся вместе.
Многие из тех, кого я знаю на факультете международной журналистики, хорошо фотографируют, некоторые даже снимают видео и, что самое важное, любят это делать. Я бы хотел разделить их на две категории: одних, кто занимался этим до поступления на МЖ и до своего занятия журналистикой в принципе, и других, кто взял в руки камеру с увесистым объективом уже после того, как они попали в журналистскую среду. Быть может, вторые и не думали этим заниматься, но как это обычно бывает, людям свойственно идти «по наклонной»: сначала лучшее сочинение в классе, потом - публикация в местной газете, всероссийская олимпиада по литературе… Ну и, собственно, МЖ. Да, недаром ещё Карл Чапек говорил, что в журналистику не приходят, а совращаются. Если с первой группой фотографов всё ясно - кто откажется совмещать любимое занятие с полезным занятием по учёбе? - то у вторых существует совершенно чёткая мотивация. Если Вы спросите последних, зачем они снимают, смогут дать Вам аргументированный и понятный ответ - они не будут оперировать словами «хобби», «самовыражение» и тому подобными. Во-первых, умение фотографировать может пригодиться на начальном этапе карьеры журналиста, когда редакция не ещё не будет выделять Вам фотокора - профессиональный фотограф практиканту? О чём Вы? Согласитесь, дополнительный профессиональный навык - весомый плюс для Вашего портфолио, особенно если Вы сохраняете наиболее удачные кадры - будет, что показать будущему работодателю. Кроме того, умение «видеть кадр», «построить кадр» в своём воображении особенно важно для телевизионных корреспондентов: не надо думать, что об этом должен думать лишь оператор - тележурналист сам отсматривает материалы после съёмок и принимает активное участие в процессе монтажа. Более того, не исключаю, что Вы будете удивлены тем, что радиожурналистам («радийным», на журналистском профессиональном сленге) тоже желательно уметь снимать! Дело в том, что одна из моих любимых станций постоянно публикует на своём сайте фотографии приглашённых в студию гостей, а иногда даже выкладывает видео их «живых» выступлений там же, в студии (станция музыкальная - может себе позволить и такую форму вещания). Словом, умение снимать и видеть кадр никогда не бывает лишним.
В завершение своего рассказа я бы хотел посоветовать Вам хотя бы раз поснимать профессиональной (или полупрофессиональной) камерой. Допускаю, что Вы не любите это занятие, что несмотря на все мои попытки убедить Вас в обратном, не находите съёмку достаточно квалифицированной работой. Когда-то так думал и я. Иногда, главным образом, в поездках, снимал на «мыльницу», в надежде поймать удачный кадр. Но однажды ко мне в руки попал зеркальный «полупроф». С тех пор прошло уже пять лет, и я ни капли не жалею о том, что начал снимать, и даже обзавёлся своей собственной техникой, уже профессиональной.