Я иногда думаю: если не вылезать из столицы, а тем более из её центра; или ездить только по туристическим местам, и исключительно на поезде, то, наверное, может сложиться иллюзия, что страна-то не так плоха. Даже можно поверить, что она идёт каким-то курсом, и куда-то придёт; в какие-то цифры статистики про "взятые на баланс" объекты сельсоветов, в радостные статейки районок про загсы и роддомы, про то, как отгремел день села, и про всякие перспективы.
Наверное, можно даже не смеяться над программами всяких партий по "возрождению села", над словами каких-то убогих про то, что мол, переселенцев и бездомных давайте засеять в пустующие сёла. Наверное, можно. Можно даже верить в магические слова про "зелёный туризм", когда ничего другого уже не остаётся, но...
На самом деле нет. Вообще-то всему давно пришёл конец. Сегодня я покажу вам украинское село. Типичное для моих краёв. Вместе с самым зелёным туризмом, какой только есть.
Добро пожаловать в Щекино.
Щекин, как его называют, никогда не был большим хутором. Пятнадцать лет назад здесь жило тридцать человек. Я толком помню только пару жилых домов. Сейчас, конечно, там нет никого. Пока депутаты, согласно отчётам, решали важнейший вопрос о том, как правильно писать - "Щокине або Щекине" - писать стало не для кого. Люди в селе закончились.
Этот пост проиллюстрирован двумя подборками фотографий. Вот май, несколько лет назад. Щекин уже тогда был покинут. Но ещё держался.
Сельская улица. Радостное, буйное майское запустение и разорение. На этом фото хорошо видно, что там, в перспективе-то.
Заборы почти везде давно упали, дворы заросли крапивой и чистотелом.
В основном от зданий остались лишь остовы, где больше дыр и щелей, чем стен и перекрытий.
Многое разобрали на стройматериалы. Раньше в селе был, например, семенной склад, но его, само собой, тоже разобрали.
Срубы ещё целы. Да и, честно сказать, энтузиазма охотников за б/у стройматериалами уже на всех не хватает. Дефицита ведь не намечается.
Стены. Стёкла в окнах. Некоторые ещё целы.
А другие - нет. Это одна из моих любимых фотографий. Мне нравятся эти плавные линии разрушения.
Хотя в большинстве домов уже тогда, не было ни стёкол, ни окон. Люди жили здесь совсем недавно, но всё очень быстро пришло в упадок. Добытчики шифера и кирпича, на самом деле, лишь немного ускорили этот процесс.
Внутри. Сюда бы я поместил тех скудоумных, которые предлагают заселять людей в пустующие сёла. Я не знаю, в какой оторванности от реальности нужно жить, чтоб пороть такую чушь, но они всё равно регулярно говорят это.
Не помню, в каком году делал эти снимки (фотик брали не мой, и, как оказалось, системная дата была сбита), но тогда пара домов была ещё почти цела.
Относительно целое подворье.
Как гласит ржавая верхняя табличка, здесь жил ветеран-инвалид Великой Отечественной войны.
На крылечке. Да, да, сломанную куклу можно найти во многих заброшенных местах, это не только в кино бывает. Они сами, видно,заводятся.
Брошенные погреба и колодцы, кстати, представляют достаточную опасность. Особенно весной и летом, когда они зарастают наглухо.
За селом. Здесь тоже что-то было.
Есть ещё вторая часть Щекина, так называемый хутор Юцин, но там я не был. Судя по характеру зарослей, там уже вообще ничего нет.
Последний раз я был в Щекине год назад, в прошлом ноябре. И там уже не оставалось даже этих руин. Вот немного фотографий.
Колодец на обочине. Пока вокруг ещё стоит полуразвалившееся заграждение. Летом этого места не видно в зарослях бузины.
Дорога. Она выглядит приветливо, но раздолбана неимоверно, ямы по краям полотна достигают высоты ботинок. Держится она пока только потому, что по ней уже почти никто не ездит.
Вообще, если смотреть по сторонам, не скажешь, что здесь такая уж глушь - вдалеке видны постройки села Белогалица, новые ангары; пасутся коровы. Вдалеке, но можно и приблизить.
Вспаханные поля. Сельскохозяйственная идиллия прямо-таки. Если не знать, куда идёшь, и забыть, что Солнцевка за спиной, на трассе, где мы поставили машину, практически пуста, а сеют в нашей округе в основном технические масличные культуры, подсолнечник-кукурузу-подсолнечник-кукурузу-рапс, на всякое биотопливо. Что будет, когда они истощат землю... Да кому какое дело.
На деревьях и кустах множество воробьёв, словно налетели из "Тёмной половины".
Вот мы и пришли. Канал вдоль окраины села. Или скорее канава.
Теперь все оставшиеся дома выглядят так, и не более того. Всё остальное разрушено окончательно, и его поглотили заросли, частично и хаотично порубленные на дрова.
Уцелел сруб дома с самой первой фотографии, той, где улица в перспективе; а орех перед пустыми окнами за эти годы вырос. Но фотографировать уже сложно, начинаются сумерки - а как известно, весь ноябрь состоит из сумерек - и мы просто ходим и смотрим. Разнообразием картина не отличается - остатки стен, бурелом, заросли. Сухой бурьян в мой рост, бузина, остатки садов, глина, разрушенные срубы. Тишина, темнота, холод, дичь и глушь.
Темнеет окончательно, и нам остаётся только уходить - до машины не так уж и близко. Делаем последний кадр и покидаем опустевшее село.
До следующего раза в другой глуши.