Ветхий Завет в Новом: псалом 21

Aug 27, 2013 19:17

nick_leliovskyi для AlexPro1

В продолжение нашей беседы об использовании Ветхого Завета в Новом хотел бы опубликовать выдержки из работы моего единомышленника в этом вопросе Криса Моррисона, в этот раз касательно псалма 21.

Псалом 21 - один из двух самых цитируемых псалмов в НЗ. [1] Более того, за исключением одного случая (Евр. 2:12), все ссылки относятся к страстям Христовым. Посему, нет сомнений в том, что НЗ авторы считали этот псалом не только мессианским, но и важнейшим в свете распятия Христа.
Прежде чем перейти к этим ссылкам, необходимо вкратце обозначить первоначальный контекст этого псалма. Он был написан Давидом и является ярчайшим примером псалма-плача.  Особо затруднительным кажется его исторический контекст.  Кайзер говорит,

Является ли Давид невинным страдальцем в этом псалме?  Давид пережил много страданий и сопротивления в своей жизни. В этом смысле, тогда, многое из написанного подходит к Давиду.  Но, кажется, что в этом псалме есть и то, что превосходит что-либо пережитое Давидом.  Например, на основании каких событий в его жизни он мог сказать то, что написано в ст. 6?  Когда были пронзены его руки и ноги. . . и его одежда была разделена между клеветниками? [2]

Хотя точку зрения Кайзера можно смело отнести к консервативным евангельским объяснениям, в последнее время она утратила свою популярность, так как всё больше экзегетов отождествляют этот псалом с событиями в жизни Давида и не находят в нем предсказательного элемента. [3]   Таким образом, утверждение о том, что этот псалом является предсказательным, основано на неспособности истолкователя полностью отождествить Давида, с описанными страданиями.

Тем не менее, проблемы, о которых говорит Кайзер все же можно отождествить с переживаниями Давида.  К примеру, когда он прибыл в Геф, он был ненавидим Саулом и  настолько опасался Филистимского царя Анхуса, что претворился сумасшедшим (1 Цар. 21:10-15). Ст. 6 возможно относится к этой ситуации. В отношении его одежды, Констебль пишет: «по всей видимости, его враги были настолько уверены в погибели Давида, что они уже начали делить между собой его царский гардероб». [4]

Таким образом, единственным затруднительным местом является ст. 17, говорящий о «пронзении», в котором присутствуют хорошо известные текстуальные проблемы.  Одним словом, согласно масоретскому тексту вместо «пронзили» (LXX, Вульгата, сирийские версии) стоит «как лев».  Несмотря на то, что МТ выглядит неуклюже, этот вариант вписывается в контекст и передает паническое состояние, будто бы Давид сравнивает своих врагов с  набросившимся на него львом. [5]

Все же, несмотря на яркие образы, свидетельства однозначно указывают на чтение «пронзили».  Во-первых, LXX, Вульгата, и сирийские версии предшествуют масоретскому тексту.  Более того, недавно был обнаружен древний еврейский текст (1000 лет до MT) содержащий эту фразу. К тому же, это чтение объясняет МТ. [6]   Согласно одному из канонов текстуального критицизма, предпочтение отдается более трудному варианту, и хотя вариант МТ более трудный грамматически, вариант LXX более трудный концептуально.  Христиане, сражу же, думают о страданиях Христа, прочитав «пронзили руки мои и ноги мои», но эти слова трудно отождествить со страданиями Давида.  Конечно, возможно это только гиперболы, но, все же, неясно к чему они относятся.  По сути, любой читатель до Христа (и любой, кто пытается соотнести эти слова с переживаниями Давида) сочтет их за «непонятное фигуральное утверждение... возможно объяснимое поэтической вольностью». [7]

Но, все-таки, как же решить проблемы, о которых говорит Кайзер? Ведь даже все вышеперечисленное основано, в той или иной мере, на гиперболичности текста.  Несмотря на то, что гипербола является распространенным поэтическим приемом, трудности связаны с тем, какова степень гиперболичности текста, если он касается Давида.  В любом случае, сам Давид подводит итог в псалме в 22:25, «ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему». Именно здесь можно установить Христологическую связь. Богословский принцип заключается в том, что праведники могут пострадать за верность Яхве, Бог всегда оправдает их в конце-концов.  Если так было с Давидом, разве может быть иначе с Мессией!

Ввиду этого, трудно не удивиться тому, насколько буквально 21 псалом описывает Христовы страдания, однако это не противоречит тому, что псалом является предсказательным и в то же самое время, полагать, что авторы НЗ говорят о буквальном исполнении в своих книгах.  Сам факт гиперболичности указывает на то, что хотя текст применим к Давиду, псалом описывает страдания всех праведников за веру в Бога.  Ввиду таких отрывков как Пс. 15 и Ис. 53, читатель должен быть подготовлен к тому, что апогеем этих страданий и оправдания будет сам Мессия. В таком случае, слова Давида поистине описывают страдания Христа.

В следующий вторник: псалом 109 и выводы об использовании псалмов в НЗ.

[1] Conrad R. Gren, "Piercing the Ambiguities of Psalm 22:16 and the Messiah's Mission," Journal of the Evangelical Theological Society 48, no. 2 (2005): 284, где Грен насчитывает по 7 цитат Пс. 21 и 109. Кайзер находит больше цитат Пс. 109 в НЗ.
[2] Walter C. Kaiser, The Messiah in the Old Testament (Grand Rapids: Zondervan, 1995), 111-12.
[3] For instance, see A. Cohen, The Psalms (London: Soncino Press, 1945), 61.
[4] Constable, 56.
[5] Which would be consistent with ANE pictures that show a lion pinning its prey just so. See Gren, 291.
[6] Gren, 288.
[7] Mark H. Heinemann, "An Exposition of Psalm 22," Bibliotheca Sacra 147, no. 587 (1990): 297.

Псалом 21, Ветхий Завет в Новом

Previous post Next post
Up