Ветхий Завет в Новом: прямое и иллюстративное использования

Aug 06, 2013 18:00

nick_leliovskyi для AlexPro1

В прошлом постинге мы начали обсуждать использование Ветхого Завета в Новом. С моей точки зрения, здравая историко-грамматическая герменевтика указывает на то, что каждый отдельный отрывок Св. Писания может иметь только один смысл и, в то же время, несколько применений. Этот постинг посвящен первым двум категориям использования Ветхого Завета в Новом: прямому и иллюстративному.
  1. Прямое исполнение пророчества/цитирование. Мне кажется, что это использование самое очевидное и не требует много объяснений.

    1. Например, в Мафтея 4:4/Луки 4:4, когда Христос находился в пустыне, будучи искушаем диаволом, Иисус цитирует Второзаконие 8:3 «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», подчеркивая тем самым, что во все времена (будь-то Моисея или Христа) каждый человек должен признать свою абсолютную зависимость от Бога. [1]
    2. Ярким примером прямого исполнения пророчества в жизни Иисуса Христа является Ис. 52:13-53:12 (например, Ис. 53:3 и Лк 18:31-33; Ис. 53:4 и Мф. 8:17; Ис. 53:5 и 1 Пет. 2:24; Ис. 53:7 и Мф. 26:63; 27:12-14; Мк. 14:61; 15:5; Лк. 23:9; Ин. 19:9; и т.д.).
  1. Иллюстративное использование. Это использование отличается от предыдущего тем, что в данном случае Новозаветные авторы не утверждают об исполнении конкретного пророчества или обещания, а обращаются в ВЗ реалиям и образам за иллюстрацией истины, которую они пытаются донести до своей аудитории.

    1. Например в 1 Петра 2:9 Петр, обращаясь к христианам ссылается Ис. 43:20-21; Исх. 19:5-6 и : «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Идет ли здесь речь о том, что церковь каким-то образом исполнила какое-то пророчество или превратилась в «новый Израиль»? Вовсе нет. Петр «раскрывает читателям их отличительную особенность, тесно связанную с Божьей милостью к ним во Христе Иисусе и с их ответом в  покорной вере и святости». [2] С этой целью, он обращается за аналогией к Ветхому Завету, откуда берет иллюстрации с Израилем, который будучи Божьим народом, имел подобное особое призвание.
    2. Подобное мы видим в Римлянам 9:25, где Павел цитирует Осии 2:23: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною», как иллюстрацию Божьей любви и милости к язычникам. В 9:23-24 Павел пишет: «дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников».

Это последнее использование тесно связано с вопросом типологии, о котором речь пойдет в следующий раз.

P.S. Это отложенная запись, которая будет опубликована автоматически, в то время, когда я буду в киевской клинической больнице №12 отходить от наркоза после операции, поэтому заранее прошу прощения за запоздалые или неудобовразумительные ответы на комментарии )))

[1] D.A. Carson, “Matthew” в The Expositor's Bible Commentary, vol. 8, ред. Frank E. Gaebelein (Grand Rapids: Zondervan, 1984), 113.
[2] Дональд А. Карсон, «1 Петра» в Ветхий Завет на страницах Нового. Том 3: Деяния св. Апостолов, Общие послания, Откровение, ред. Бил Г.К., Карсон Д.А (Черкассы: Коллоквиум, 2012), 256.

Ветхий Завет в Новом

Previous post Next post
Up