Адемар Шабаннский(ок.988-1034) был монахом в Лиможе, а потом в Ангулеме (в Аквитании). Он написал "Хронику", описывающую историю франков, которую довел до 1028 года.
Я уже писал статью об Адемаре Шабаннском и его сообщении о высадке русов в Италии и участии их в подавлении восстания Мела в 1017 году. Это очень важное свидетельство, так как оно указывает на различие русов и норманн и показывает, что познакомившиеся с русами итальянцы не отождествляли их со скандинавами.
Но в Хронике Адемара есть еще один эпизод, в котором упоминается Русь, и который Назаренко А.В. в четвертом томе «Древняя Русь в свете зарубежных источников» пытается выдать за упоминание Киевской Руси. Делает он это довольно простым способом, вставляет союз «и» в текст там, где его нет.
(Стр. 88)
Как видим, в тексте предложения «Святой же Бруно обратил к вере область Венгрию(Ungria) [и] другую, которая зовется Русью (Russia)»в квадратных скобочках без всякого пояснения добавлен союз «и». Кроме того, скрыт сознательно контекст, окружающий фразу. Это и позволяет Назаренко выдавать этот текст за упоминание Киевской Руси. Отрывок, из которого вырвал фразу Назаренко, представляет собой довольно пространный рассказ о миссионерской деятельности Бруно Кверфуртского(ок.975-9 марта 1009) и святого Адальберта-Войтеха(ум.23(4) апреля 997) в Венгрии. Сам этот рассказ был дополнением к более поздней редакции «Хроники» и был призван показать миссионерское рвение императора Оттона III (983-1002). В более ранних редакциях Хроники этого рассказа не было. Была лишь фраза «…Dei voluntate populos Hungariae una cum rege eorum ad fidem Christi convertere meruit» - «Божественной волей сподобился обратить к вере народы Венгрии вместе с их королем»
[1]. Уже сам этот факт показывает, что повествование относится к Венгрии, а не Руси. Чтобы разобраться в том, о чем идет речь в данном отрывке, нужно сделать перевод всего отрывка.
III, 37
Etenim erant ei duo episcopi reverentissimi , sanctus videlicet Adalbertus archiepiscopus de civitate Pragra, quae est in provincia Bevehem, sanctus etiam Brunus episcopus de civitate Osburg , quae est in provintia Baioarie, consanguineus eiusdem imperatoris.
Nam sanctus Adalbertus parvus statura, sanctus Brunus procero corpore erant.
Et quandocumque sanctus Adalbertus in aula imperatoris interesset, nocte intempesta solus ad silvam abiens, ligna propriis humeris pedibus nudis deferebat, nemine sciente, ad hospitium suum.
Que ligna vendens, victum preparabat sibi.
Quod cum post multos Imperator comperiens dies, eum pro sancto duceret, die quadam solito locutus cum eo, dixit iocando: Talis episcopus, sicut vos estis, debuisset pergere ad praedicandum Sclavorum gentes.
Mox episcopus pedes imperatoris deosculans, ait, se hoc incipere; nec postea imperator eum avertere potuit ab hac intentione; et rogante ipso episcopo, ordiriatus est pro eo in urbe Pragin archiepiscopus, quem elegerat ipse, et libenter imperator assensit.
Et preparatis omnibus necessariis, pedibus nudis abiit in Pollianam provinciam , ubi
nemo Christi nomen audierat, et praedicare coepit euangelium.
Quod exemplum eius secutus Brunus episcopus, petiit imperatorem, ut pro eo iuberet consecrare in sede sua episcopum, quem elegerat, nomine Odolricum.
Quo facto, et ipse humiliter abiit in provinciam Ungriam, quae dicitur Alba Ungria ad differentiam c alteri Ungrie Nigre, pro eo quod populus est colore fusco velut Etiopes.
Sanctus denique Adalbertus convertit ad fidem Christi quattuor istas provincias, quae antiquo paganorum errore detinebantur, scilicet Pollianam, Sclavaniam, Waredoniam, Cracoviam.
Quas postquam fundavit in fide, abiit in provintiam Pincenatorum , ut eis praedicaret Dominum.
Illa gens nimium idolis effera, post octo dies ad eos venerat et Christum eis adnunciare coeperat, nono die reperientes eum orationi incumbere , missilibus quam ferreis confodientes , Christi martirem fecerunt .
Deinde secto capite, corpus eius in lacum magnum demerserunt; capud autem bestiis in campum proiecerunt.
Angelus autem Domini accipiens capud, posuit iuxta cadaver in ulteriorem ripam; ibi immobile et intactum et incorruptum permansit, quousque negotiatores navigio per illum locum praeterirent.
Qui auferentes sanctum thesaurum, patefeceruntque Sclavaniam.
Quo comperto rex Sclavanie nomine Botesclavus, quem ipse sanctus Adalbertus baptizaverat, datis magnis muneribus, capud et cadaver excepit cum honore , et monasterium in eius nomine maximum construxit, et multa miracula fieri coeperunt per eundem Christi martirem.
Passus est autem sanctus Adalbertus 24 . die mensis Aprilis, id est nono Kalendas Mai.
Sanctus autem Brunus convertit ad fidem Ungriam provintiam, aliam, que vocatur Russia.
Regem Ungrie baptizavit , qui vocabatur Gouz, et mutato nomine in baptismo Stephanum vocavit, quem Oto imperator in natali protomartiris Stephani a baptismate excepit, et regnum ei liberrime habere permisit, dans ei licentiam ferre lanceam sacram ubique, sicut ipsi imperatori mos est, et reliquias ex clavis Domini et lancea sancti Mauricii ei concessit in propria lancea.
Rex quoque supradictus filium suum baptizare iussit sancto Bruno, imponens ei nomen sicut sibi Stephanum.
Et ipsi filio eius Stephano Oto imperator sororem Eenrici , postea imperatoris , in coniugio dedit.
At vero sanctus Brunus cum ad Pincenates properavisset, et Christum praedicare cepisset illis, passus est ab eis, sicut passus fuerat sanctus Adalbertus.
Nam Pincenati diabolico furore sevientes, viscera omnia ventris per exiguum foramen lateris ei extraxerunt , et fortissimum Dei martirem perfecerunt.
Corpus eius Russorum gens magno precio redemit, et in Russia monasterium eius nomini construxerunt, magnisque miraculis coruscare cepit.
Post paucos dies quidam Grecus episcopus in Russiam venit, et medietatem ipsius provintiae, quae adhuc idolis dedita erat, convertit, et morem Grecum in barba crescenda et ceteris exemplis eos suscipere fecit.
Odolricus autem, qui sancto Bruno successerat, ad Dominum migrans, magnis virtutibus clarere meruit.
Ideoque monasterium foris civitatem Osburg eius nomini construxit episcopus item Brunus , successor eius, frater Eenrici imperatoris.
Ибо было у него два наиболее почтенных епископа, т.е. святой Адальберт архиепископ из города Праги, который есть в провинции Богемия, а также святой Бруно епископ из города Аугсбурга
[2], который есть в провинции Байоария(Бавария), кровный родственник тому самому императору
[3].
Именно святой Адальберт (был) маленького роста, святой Бруно высокого роста был.
И всякий раз, когда святой Адальберт находился во дворце императора, неблагоприятной ночью один в лес уходя, на своих плечах дрова переносил босыми ногами, никем не узнанный, к убежищу своему.
И дрова восхваляя, он готовил пищу себе.
Узнав об этом спустя множество дней, император принял его за святого, и однажды по обыкновению разговорившись с ним, сказал в шутку:
«Такой епископ, как вы, должен был бы отправиться проповедовать народам славян».
Вскоре епископ расцеловав ноги императору, заверил, что себя назначил к этому; после этого император не мог отговорить его от этого намерения; и по просьбе самого епископа, назначается вместо него архиепископ в город Прага, которого он выбрал, и император охотно дал согласие.
И приготовив все необходимое, босыми ногами ушел в провинцию Полляния (Польша), где никто не слышал имени Христа, и начал проповедовать Евангелие.
Подражая его примеру, епископ Бруно просил императора, чтобы вместо него он приказал посвятить на место свое епископа, которого он выбрал, именем Удальрик.
После того, как это было исполнено, и он смиренно ушел в провинцию Венгрия
[4], которая называется Белая Венгрия в отличие от другой Черной Венгрии, из-за того, что народ (там) темного цвета, словно эфиопы.
Вообще святой Адальберт обратил к вере Христа четыре таких провинции, которые с древности удерживались заблуждением язычников, а именно Полляния(Польша), Склавения, Варедония
[5](Венедия), Краковия.
И после того как утвердил в вере, ушел в область печенегов, чтобы проповедовать Господа им.
Тот народ
[6], весьма одичавший от идолов, спустя восемь дней (после того как) пришел к ним и начал им возвещать Христа, на девятый день слушая речь напали на него, метательными снарядами, как железным (оружием) поражая, сделали (его) мучеником Христа.
Потом по отсечении головы, бросили его тело в большой водоем (реку, или озеро); голову же зверям бросили в поле.
Но ангел Господень, взяв главу, положил возле тела на противоположном берегу; там оставив неподвижным и неприкасаемым и неповрежденным, до тех пор, пока торговцы на судне, не проходили вдоль того берега.
Так что, перенесшие святое сокровище, и открыли (распахнули) Склавению (для проповеди христианства).
Узнав об этом, король Склавении именем Ботесклав
[7], одаренный многими милостями, которого сам святой Адальберт крестил, голову и тело принял с честью, и построил большой монастырь его имени, и многие чудеса начали совершаться через посредство мученика Христа.
Пострадал же святой Адальберт 24 апреля, то есть в девятые майские календы.
Святой же Бруно обратил к вере венгерскую провинцию, другую, которая называется Руссия.
Он крестил венгерского короля, которого звали Геза
[8], и назвал другим (измененным) именем в крещении Стефаном, которого император Оттон
[9] воспринял от купели на рождество (в день) первомученика Стефана
[10] и позволил ему свободно владеть его королевством, дав ему везде носить священное копие, как то в обычае у самого императора, и уступил ему реликвии из гвоздей Господа и (из) копья святого Маврикия в своем копье.
Вышеупомянутый король(Геза) также велел святому Бруно окрестить своего сына, дав ему имя, как себе - Стефан
[11].
И тому сыну его Стефану
[12] император Оттон дал в жены сестру
[13] Генриха, впоследствии императора
[14].
И действительно, когда святой Бруно к печенегам поспешил и начал проповедовать там Христа, то пострадал от них
[15], как пострадал святой Адальберт.
Именно печенеги, воздвигнутые дьявольской яростью, вытащили все внутренности живота через небольшое отверстие в его боку, и сделали его отважным мучеником Божьим.
Тело его народ руссов выкупил за большую цену, и был построен в Руссии монастырь его имени, который и начал сиять многими чудесами.
Спустя несколько дней некий греческий епископ пришел в Руссию, и обратил ту половину области(провинции), которая еще была предана идолам, и заставил их принять греческий обычай ращения бороды и прочие нравы(привычки) их.
Удальрик же, который наследовал святому Бруно, отойдя к Господу, просиял большими славными делами.
Поэтому епископ, тоже Бруно
[16], наследник его, брат императора Генриха, построил вне города Аусбурга монастырь его имени.
MGH SS 4, p.129-130
Как видим из контекста, автор как бы сопоставляет миссионерский порыв двух мучеников за веру Бруно и Адальберта. Оба подвизались в проповеди христианства в странах Восточной Европы, но не на Руси. Святой Адальберт прославился распространением христианства в Польше и прилегающих славянских землях. Как сообщает хроника, святой Адальберт крестил четыре славянские провинции: Поллянию(так он ее называет), Краковию, Славянию и Варедонию. Кроме того, житийная традиция приписывает ему и миссионерство в Венгрии и крещение Иштвана I Святого, сына Гезы. Бруно Кверфуртский также стремился идти по стопам Адальберта и проповедовать в славянских землях, но этому мешали частые польско-германские конфликты. Поэтому, как видим из хроники, Бруно отправился проповедовать в Венгрию. Сначала он отправился в Белую Венгрию. Но потом сообщается о том, что он крестил другую провинцию, которая называется Руссией(Russia). Адемар в отличие от других хронистов связывал мученичество и св. Адальберта и Бруно с печенегами. Возможно, тут наложилась информация о действительной поездке Бруно к печенегам. Но не исключено, что контакты с печенегами могли иметь и Бруно и Адальберт, когда проповедовали в Венгрии. Печенеги ведь не у порогов Днепра только сидели. На западе они с юга граничили с Венгрией и Адальберт и Бруно могли с ними контактировать, не заходя на территорию Руси. Адемар также ошибочно приписывает Бруно крещение венгерского короля Гезы. Скорее всего, Адемар переносит на двух выдающихся миссионеров, заслуги других анонимных предшественников. Но как бы там ни было, миссионерская деятельность и Бруно и Адальберта в Венгрии вполне достоверный факт. Бруно Кверфуртский действительно дважды с миссионерскими целями посетил Венгрию в 1004-1005 и 1007 годах. На Руси он с миссионерскими целями не был. Отправляясь с проповедью к печенегам, он в 1008 году посетил киевского князя Владимира, но никаким обращением Руси не занимался. Тем более. что Русь уже была крещена к тому моменту. О событиях в Киевской Руси Адемар вообще ничего не сообщает, и судя по всему, это не входит в задачу данного повествования. Если думать, что Адемар имеет в виду Киевскую Русь, непонятной является и последующая фраза о том, что тело Бруно было выкуплено народом Руси и воздвигнут монастырь. Но если учесть, что речь идет именно о Венгрии и о провинции Русь, которую крестил Бруно, становится понятным такое треперное отношение населения к проповеднику.
Контекст и сама фраза подразумевает, что речь идет именно о другой провинции в Венгрии, так как выше сообщалось, что он ушел в Белую Венгрию. Ни содержание всего отрывка, ни конструкция предложения не требует необходимости смысловой корректировки текста. Адемар действительно имеет в виду Руссию (Russia), как провинцию в составе Венгрии. Интересно, что в другой более ранней своей работе Назаренко сам это признает:
"буквальный смысл слов Sanctus autem Brunus convertit ad fidem Ungriam provintiam, aliam, que vocatur Russia заставил бы предполагать, что в представлении Адемара Русь составляла одну из "областей" Венгрии, наряду с названными выше Белой и Черной Венгриями. Но ввиду сказанного(Назаренко предлагает версию о быстром переписывании), мы склонны скорее допустить пропуск союза "que" "и"...Иными словами мы предлагаем конъектуру: "...Ungriam provintiam, aliamque, que vocatur Russia"
[17]. Другими словами, Назаренко сам признает, что сознательно изменил текст, подгоняя, под перевод, который устраивает норманнистов.
Интересно, что Назаренко приводит еще одно свидетельство о крещении Руси во времена Генриха II, после 1002 года Гонория Августодунского(Отенского)(XII в)(Ruzi, Polani et Ungarii facti sunt christiani - русы, поляки и венгры стали христианами). Назаренко, рассматривает его, как и сообщение Адемара, как курьезное недоразумение, не имеющее отношения к Руси. Но если в данном случае понимать не Киевскую Русь, а Русь в Паннонии, то никакого противоречия в этих сообщениях нет. Наоборот, Гонорий Августодунский подтверждает слова Адемара Шабаннского о крещении провинции Руси в Венгрии, во времена более поздние, чем крещение Киевской Руси. Фактически Назаренко приписывает Адемару Шабаннскому выдумку о крещении Киевской Руси католическим миссионером Бруно Кверфуртским, что из текста никак не следует. Нет никакого противоречия и в том, что Адемар упоминает о Руси, как провинции Венгрии.
О существовании провинции или области в Венгрии (Паннонии), которая называется Русь, свидетельствуют Хильдесхаймские анналы(созданы около 1060 гг), под 1031 годом: «В тот же год сын императора король Генрих, одновременно герцог баварский, и венгерский король взаимной клятвой скрепили мир. И Имре(Heinricus), сын короля Иштвана(Stephanus), герцог Руси (dux Ruizorum), погиб плачевной смертью, растерзан на охоте вепрем».
Также о какой-то русской провинции или марке Рутении идет речь в сообщениях Фомы Сплитского(
http://alex-oleyni.livejournal.com/36510.html) и житии архиепископа зальцбургского Конрада (
http://alex-oleyni.livejournal.com/37758.html).
Поэтому нет никаких оснований, считать, что Адемар здесь в III, 37 неожиданно перескакивает с темы, и начинает выдумывать историю про крещение Киевской Руси.
На самом деле сообщение Адемара - уникальное свидетельство того, что действительно существовала в конце X - начале XI века провинция Русь (Руссия) в Венгрии. И вполне возможно, что именно Бруно Кверфуртский является крестителем паннонской Руси. Причем Адемар зафиксировал это название в обычном романском латинизированном варианте Russia. Такое же название прилагалось к Киевской Руси романскими источниками на латинском языке. А это есть прямое свидетельство того, что славяне в Паннонии(Венгрии) рассматривались европейцами как тождественные со славянами Киевской Руси, назывались одними и теми же терминами. В свою очередь это опровергает сказки норманнизма о фантастическом происхождении термина «русь» от скандинавов. В этом и кроется причина того, почему так упорно норманнист Назаренко А. В. пытается изменить текст хроники Адемара Шабаннского.
[1] Имеется в виду учереждение архиепископии в Эстергоме в Венгрии в 1001 году.
[2] Адемар ошибочно считает Бруно Кверфуртского епископом аугсбургским.
[3] Оттону III, император (983-1002).
[4] Миссионерская деятельность Бруно в Венгрии приходится на 1004 -1007 гг.
[5] Обычно считают, что это искажение от слова Венедия. Но вполне возможно. что этот термин как-то связан и с русским термином «варяги».
[6] Адемар считает, что св. Адальберт пострадал у печенегов. Но другие источники указывают на мученичество Адальберта в Пруссии. (Титмар Марзебургский, Виберт)
[7] Болеслав I Храбрый (кн.992-1025)
[8] Венгерский король Геза (972-1.02.997)из династии Арпадов. В данном случае Адемар ошибочно приписывает Бруно крещение Гезы. Геза был крещен еще в 970-е годы.Житийная традиция считает, что именно Адальберт-Войтех незадолго до своей мученической смерти крестил сына Гезы Иштвана Святого (на Рождество 996 года, в день первомученика Стефана). Возможно Адемар путает Бруно Кверфуртского с Бруно, епископом ферденским(962-976), который действительно побывал у венгерского короля Гезы между 973 и 976 годами.
[9] Оттон III
[10] В католической церкви день первомученика Стефана празднуется 26 декабря, на следующий день после Рождества.
[11] Житийная традиция связывает крещение святого Стефана с епископом Адальбертом. Хотя не исключено и более раннее крещение его неизвестными немецкими миссионерами времен Оттона II (973-983).
[12] Иштван I Стефан, венгерский король (997-1038)
[13] Гизела, сестра Генриха II. Свадьба с Иштваном состоялся в 996/7 году
[14] Генриха II, император Священной Римской империи (1002 - 1024).
[15] Адемар считает, что Бруно Кверфуртский пострадал от печенегов, как и святой Адальберт. Остальная традиция придерживается мнения, что он пострадал в Пруссии.
[16] Бруно, епископ аугсбургский был действительно братом императора Генриха II. Адемар не смешивает его с Бруно Кверфуртским.
[17] Назаренко А. В., Древняя Русь на международных путях, Москва, 2001, с.343