О природе любви - 1

Nov 23, 2009 04:11



Открываю, как обещал, серию постов-размышлений на эту тему. На основе цитат из книги О.Кернберга.

Вначале о сексуально-эротической стороне любви. Итак, каковы основные характеристики эротического желания? Нам с точки зрения соблазнения - это будет важно понять, чтобы отыскать какие глубокие внутренние побуждения, генерируют эти эротические желания.




Итак О.Кернберг - выделил, и подробно описал три основные характеристики эротических желаний (ЭЖ):



1.
ЭЖ направлены на другого человека, как на объект, в который проникаешь, вторгаешься, которым овладеваешь или который проникает, вторгается в тебя или овладевает тобой. Это стремление к близости и слиянию, подразумевающее, с одной стороны, насильственное преодоление барьера и, с другой - соединение в одно целое с выбранным объектом.*

Сексуальные фантазии выражаются во вторжении, проникновении или овладении и включают в себя соединение выпуклых частей тела с естественными впадинами - пениса, сосков, языка, пальцев вторгающейся стороны, проникающих или вторгающихся во влагалище, рот, анус “принимающей” стороны.

Важно: получение эротического удовольствия от ритмических движений этих частей тела снижается или исчезает, если сексуальный акт не служит более широким бессознательным функциям слияния с объектом.

*___
Причем пассивная сторона тут не обязательно женщина, а активная - не обязательно мужчина. Т.к. когда ты проникаешь - ты можешь при этом чувствовать себя (фантазировать себя) - активной стороной которая берет, или пассивной стороной - которого поглощают ("и сия пучина поглотила его в один момент"). Так же когда в женщину проникают, она может чувствовать себя (фантазировать себя) - активной стороной, которая поглощает ("колобок-колобок - я тебя съем!"), и пассивной стороной, которая позволяет в себя проникнуть.

Таким образом ЭЖ - на психологическом уровне имеют универсальную бисексуальную природу. Т.е. и мужчина и женщина могут себя чувствовать (фантазировать) как активную сторону оказывающую сексуальное воздействие, так и пассивную сторону - принимающую это воздействие.



2.

ЭЖ - направлены не только на удовлетворение собственного желания (пассивно/активно овладеть или пассивно/активно отдаться) - но и на то, чтобы в этом акте вторая сторона тоже утолила свое желание. Т.е. в этом процессе важно пережить идентификацию с сексуальным возбуждением партнера и его/её оргазмом, чтобы получить удовольствие от двух дополняющих друг друга переживаний слияния. Удовольствие от желания другого, выражающееся в ответном чувстве другого на твое сексуальное желание, и сопутствующее ему переживание слияния в упоении.

Поэтому заводят стоны, и другие признаки получения партнером наслаждения. И всякие словечки и прочее, которые помогают партнеру осознать, то, что ты получаешь от него/неё удовольствие.

При этом также возникает чувство принадлежности к обоим полам*, на время устраняющее непреодолимые барьеры между полами, а также ощущение некой завершенности и блаженства - каждого из партнеров - от обоих аспектов сексуального опыта - проникновения и внедрения, а также чувства, когда в тебя проникают и за­ключают в себя.

*___
Имеется в виду, что получая, например, удовольствие от того чувства (фантазии), как хорошо твоей женщине, когда ты в неё проникаешь, ты с ней в определенной степени идентифицируешься, а значит половые границы устраняются. И сливаясь с женщиной в одно целое, ты в эти минуты - и мужчина и женщина одновременно.

В такой идентификации все другие отношения - исчезают в уникальной и слитой в одно целое сексуальной паре. К тому же бессознательная идентификация с обоими полами устраняет необходимость завидовать другому полу, и, оставаясь самим собой, индивид в то же время превращается в другого; при этом возникает ощущение перетекания в иное состояние, в котором достигается межличностное взаимопроникновение.



3.

ЭЖ - как известно, также тесно связаны с понятием "запретного плода". А именно, по описанию Кернберга - это чувство выхода за пределы дозволенного, преодоления запрета, присутствующего во всех сексуальных контактах (происходящего из эдиповой структуры сексуальной жизни*).

*___
Как говорили Данила Хломов - "все что есть хорошего в сексе - проистекает от инцеста". Шутил, естественно. Т.е. - если кратко, эдипов комплекс заключается в том, что запрет на сексуальность в отношения между ребенком и родителями, вызывает у ребенка определенные переживания, которые остаются с ним на всю жизнь. Это: одновременно сексуальные желания неземных наслаждений, вместе с переживанием запретности этих наслаждений и даже мыслей о них. Таким образом у секса остается на всю жизнь оттенок запретности, чего-то постыдного, грязного и в то же время желанного, вожделенного, и даже сакрального. Иногда также пугающего, связывающего (ну это уже о другом)...

Это желание выхода за рамки дозволенного, принимает многочисленные формы, и самым простым и универсальным из них является нарушение традиционных социальных огра­ничений, налагаемых обществом на открытую демонстрацию интимных частей тела и чувствование/демонстрацию сексуального возбуждения. Предельным примером такого выхода за рамки и запреты - служат сексуальные перверсии, которые наиболее прямо выражают сексуальное возбуждение, эротическую близость и выход за рамки социальных условностей.

Т.е. в разного рода изощренностях и извращенностях - заложено много возбуждения (иногда чрезмерно много - вплоть до индивидуальной непереносимости), в основе которого лежит наслаждение от нарушения запретов и границ.**

**___
Выход за рамки дозволенного включает нарушение эдиповых запретов, вызов эдипову сопернику (комплексу) и триумф над ним.(психоаналитич.)

Данное качество ЭЖ, то что оно связано с запретами и с их преодолением, проявляется также в соблазнительном поддразнивании и одновременно удерживании на расстоянии - которое проявляют партнеры. Т.е. эротическое желание включает в себя ощущение того, что объект предлагает себя и в то же время отказывает.

Нарушение запретов также включает в себя - проявление сексуальной агрессии. Ту которая возбуждает в своем удовлетворении, сплавленного со способностью ощущать удовольствие от боли (причиненной тобой и причиняемой тебе) и с проецированием этой способности на другого партнера.



РЕЗЮМЕ:

А теперь самое важное, что мне рассказал Кернберг. Хотя эту идею он взял у Батайла (1957). В этом посте, только сформулирую, т.к. уже поздно. Пора спать. А на днях подробнее допишу, что я понял, и какое это имеет значение для соблазнения.

Самые сильные переживания человек испытывает в минуты крушения границ между "Я" и "другим".

Экстатические и агрессивные черты попытки преодоления границ "Я" представляют собой сложный элемент эротического желания. Наиболее яркие переживания попыток преодолеть границы происходят под “знаком” любви и под “знаком” агрессии.

Самое важное уже сказано, но еще немного для завершения картины:

Эти наиболее сильные яркие переживания - происходит в моменты глубочайшей регрессии в экстатической любви и под воздействием чрезвычайно сильной боли. Интимность, возникающая между мучителем и тем, кого он мучает, и продолжительный эффект этого психического опыта для обоих участников происходит благодаря сопровождающемуся слому границ между ними, и взаимной идентификации с ролями друг друга. У агрессивной стороны неизъяснимое чувство осуществления желаний в слиянии с другим. У объекта, которому другой причиняет боль и который идентифицирует себя с агрессором, одновременно ощущая себя жертвой, возникает чувство единения в боли, усиливающее ощущение слияния.

Причинение боли другому и идентификация с его эротическим удовольствием от боли есть эротический садизм - противоположная сторона эротического мазохизма. Эротическое желание в этом смысле включает элемент подчинения, рабской покорности другому, так же как и чувство властелина судьбы другого. Степень, до которой это агрессивное слияние будет удерживаться любовью, регулируется Супер-Эго, стоящим на страже любви, содержащей агрессию.

И в наслаждении, и в боли совершается поиск интенсивных эмоциональных переживаний, стирающих на время границы "Я" и наполняющих жизнь особым смыслом, - переживаний выхода за пределы, что связывает чувства сексуального и религиозного экстаза, опыт свободы от запретов и ограничений будничного существования.



Вот по сути и разобраны истоки эротического аспекта любви. Откуда берется. И чем движется. И если в алхимическом напитке любви, который вы умеете готовить не хватает каких-то из указанных компонентов, то генерировать влюбленность - будет весьма затруднительно.

Тем более забавно на фоне такого мощного анализа - воспринимаются социальные навязываемые обществом стереотипы "идеального мужчины" и "идеальной женщины". Если будете следовать социумным программам, то на сексуальности - можете поставить крест. Т.к. сама сексуальность - является самым мощным вызовом - обществу, и всевозможным запретам.

(Продолжение следует. Еще много чего есть в запасе. Участвовали только 3-5 страничек первоисточника - правда на мой взгляд чуть ли не самые определяющие - всё остальное содержание)

P.S.

И, кстати, еще один осиновый кол в гроб дрочерству. Те кто ссут нарушать запреты (начиная с такого простого, как подойти к понравившейся женщине) - вряд ли секс с таким мужчиной - женщину в принципе может завести. Т.к. без нарушения запретов, не будет слома границ. А без слома границ - секс - это онанизм двух одиночек.

И выхода только два. Границы ломает или агрессия (доминирование), либо влюбленность. Массово любить не получиться - сердце - это не вертушка от проходной. А значит массовому соблазнителю - остается только доминирование. Если он конечно хочет получать от секса взаимное наслаждение, а не делать "зачоты".

Кернберг, Любовь, Психотерапия

Previous post Next post
Up