(no subject)

Dec 06, 2011 16:42

ПИСЬМО-ОБРАЩЕНИЕ

Дорогие теперешние и бывшие соотечественники!

Это письмо имеет смысл читать дальше только тем из Вас, кто, живя в России или вне ее, продолжает ощущать свою причастность в настоящем или хотя бы в прошлом к гуманистической российской интеллигенции - независимо от своей национальности и прошлого или сегодняшнего рода занятий (прекрасно понимаю всю расплывчатость и спорность терминов «гуманистический» и «интеллигенция», но интуитивно мы все знаем, о чем идет речь, а об определениях можно будет поспорить при желании потом). Или, наукообразно выражаясь, включает принадлежность к ней в свою полиидентичную самоидентификационную модель - на любом месте в иерархии своих идентичностей (личностной, национальной, религиозной, гражданской, профессиональной, социальной, культурной, сексуальной и т.д.).
   Не знаю, как Вы, а я ощущаю как личную потерю сегодняшнее положение этой далеко не идеальной, но с детства родной для меня среды - группы, когорты, слоя общества, прослойки, как угодно - ее «опущенного» состояния в России и распыленности ее осколков в других странах (даже при определенных достижениях и профессиональных успехах в тамошних обществах) с перспективой полного растворения уже в следующем поколении.
   Очевидно, что ушли в историю факторы, цементировавшие наше единство, пусть относительное - думающие люди всегда найдут почву для разногласий - в 60-90 года прошлого столетия: внутреннее (у кого-то и открытое) противостояние тоталитарному режиму и коммунистической идеологии, самиздат и тамиздат, политические анекдоты и разговоры «на кухне», неподцензурная поэзия и бардовская песня... Да плюс взаимоподдержка, необходимая для создания хоть сколько-нибудь терпимых жизненных условий или просто выживания: найти приличного врача, устроить ребенка в сносную школу, достать нужную книгу или негнилых фруктов детям, а то и занять трешку до зарплаты - все делалось через «своих», к начальственным благам у нас обычно доступа не было, да и общались мы с «ними» только по необходимости.
   Мы можем существенно расходиться в отношении к реформам ранних 90-х (предотвратили они гораздо худшее развитие событий при развале «империи зла» или только «ограбили народ»), к разным политическим движениям и партиям в России, Штатах, Израиле или Европе,  к капитализму или социализму западного образца. Надеюсь, однако, что наши позиции сходятся в отношении к нацизму, коммунизму, религиозному фанатизму и политическому экстремизму, по отношению к которым политкорректность и бессмысленна (они ею умело пользуются, гогоча над нашей глупостью), и аморальна - по отношению к их прошлым и будущим жертвам. И сходятся в том, что в августе 91-го мы питали какие-то надежды на то, что Россия скоро станет демократической страной с «открытым обществом». И, возможно, в том, что все отталкивающее, что происходит в современной России - все же не то, что мы имели при Советской власти, даже в ее «вегетарианский период»: не должен быть кровопийца милей, чем ворюга, Бродский знал, что писал. Не исключено, что и надежды эти, все последние годы ощущавшиеся нами задним числом как иллюзорные, начинают оправдываться. Похоже, что сегодня в России интеллигенция старшего и среднего поколений, наконец, просыпается - жива, значит!. Но, главное, что обнадеживает: в этих событиях: роль подросших непуганых молодых поколений ее, русской интеллигенции - наших! - детей и внуков.    
   Вопрос: осталось ли в новых условиях жизни что-то, что нас объединяет, какая-то потребность к продолжению исторического существования русской (включая русско-еврейскую, русско-грузинскую и любую другую по национальному, не главному здесь, признаку) интеллигенции, до недавнего прошлого - а, может, и сейчас еще? - одного из самых, если не самого, на мой взгляд, цивилизационно и этически продвинутых сообществ в мире? Или хотя бы к сохранению его предкоматозного существования, пока мы живы - или оживления? Хотим мы этого? Нужно нам это? Или махнуть рукой и занестись в Красную Книгу?
   Если все-таки хотим и нужно, то не стоит ли подумать, что мы пока можем для этого сделать? Я знаю, что в мире, включая интернетовский виртуальный, полно всяких сообществ, сайтов, живых журналов и проч., объединяющих русскоговорящих интеллигентов (или тех, кто себя таковыми считает). Однако, у меня впечатление, что они обычно заняты более узкими, специализированными, частными проблемами и темами, чем то, о чем говорится в этом письме.
   Никакой сколько-нибудь заранее продуманной «программы-максимум» у меня нет. О том, нужна ли она и реальна ли, стоит, наверное, подумать вместе. А «программа-минимум» - создать что-то вроде Международной ассоциации русскоговорящей гуманистической интеллигенции (с аббревиатурой МАРГИ - пусть остряки назовут нас «МАРГИналами», каковыми мы поначалу и будем, а, может, и останемся), начав с создания своего «живого журнала» - я пока начинаю со своего, частного - и сайта, где мы бы обменивались мнениями и думали о том, что и как для объединения и оживления этой интеллигенции можно сделать. А то и регулярно собирающегося общественного форума, в котором было бы и живое общение, и интернетная составляющая (можно было бы подключать участников по Скайпу). Бог даст, и внятную программу общими усилиями составим, и реализуемся организационно. Мозги-то у нас работают неплохо, никак не хуже, чем, скажем, у политиков или олигархов, у которых они направлены совсем на другие цели, как правило, нам не близкие.
   Все будет зависеть от того, отзоветесь ли Вы на это начинание. Пока я начинаю с электронных писем друзьям и знакомым и выставления этого письма на своем ЖЖ. Если Вам мои соображения покажутся стоящими того, разошлите письмо или линк на этот ЖЖ дальше - тем, кому сочтете нужным. Если отзоветесь, инициатором этого, пока несколько туманного, проекта может выступить недавно созданный Русскоязычный общественный совет Манхеттена и Бронкса, членом правления которого я состою. Появилась и идея создания чего-то вроде "Нью-Йоркской трибуны" - пока только Нью-Йоркской, по месту инициативы, с надеждой на расширение географии.
   Надеюсь на Ваш отклик - и всех благ! И осуществления наших, пока слабых, надежд на перемены к лучшему в России...

Александр Милитарев, доктор филологических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета.

P.S. Если кто хочет что-то про меня узнать, «гуглите» меня в Интернете по фамилии и имени (дабы не спутать с мировоззренчески не совместимым со мной носителем той же фамилии с инициалом В. и другим каким-то беспардонным и малограмотным персонажем, изготовившим ЖЖ с моей фамилией и инициалом - amilitarev).
Next post
Up