продолжаю отвечать Борису Бернштейну

Jan 06, 2012 00:50


И еще по поводу того, что ”деление науки и даже техники на «национальные школы» и «национальные вклады» - не лучший тон”.

Кто же спорит: наука и техника в принципе интернациональны  - не может быть русской химии (разве что  пенитенциарной или в значении «химичить»), английской зоологии или еврейской математики (за исключением разве что высокой науки нумерологии). Культура, правда, в областях, связанных с языком, в большой степени национальна, но в музыке или живописи - в гораздо меньшей, только в национальном колорите.  Все это общеизвестно и тривиально. Но если б только это...

Увы, кроме принципов,  есть еще и вульгарная реальность. А она такова, что наука как была до недавнего времени в большой степени ограничена локально-национальными рамками, так и в немалой степени таковой остается даже в современном глобализирующемся мире, когда можно в принципе учиться (но далеко не всем, даже самым одаренным) и работать (но тоже далеко не всем, даже самым высоким профессионалам) вне своей страны, эмигрировать из нее (что тоже не гарантирует ни желаемого образования, ни работы по профессии) или, оставаясь на исходном месте проживания, быть, если повезет, участником мирового научного или технологического прогресса, работая на международные гранты и по паутине.

А как быть с теми, кому не повезет - из тех, кто вполне этого заслуживает по способностям и работоспособности? Кто получает школьное и вузовское образование в «национальной школе» со своей местной спецификой и на своем языке потому, что не повезло устроиться в более образовательно или научно продвинутой стране или  потому, что он/она не может или не хочет ради этого оставить родителей, семью, свое окружение? И как быть со страной, которая деградирует - что и происходит в России сейчас  - а потом и вовсе одичает, если все самые одаренные ее граждане уедут, чтобы процвести и внести свой вклад в мировую науку и культуру в другом, более благоприятном для жизни и работы  месте? Мировая наука, техника и даже общечеловеческая культура от этого, может, и не пострадают. А оставшиеся в стране, где упадет уровень этой культуры,  а также образования, медицины, технологии, морали?   А основное население страны?

Нет, пусть уж лучше  «национальные школы» и «национальные вклады» пока существуют - до наступления совсем уже светлого будущего, когда они станут ненужными и сами собой рассосутся.   
Previous post Next post
Up