Оригинал здесь:
http://www.maksimov.info/index.php ШАНСЫ И ТЕХНИКИ (5)
Оценка возможностей прохождения в Государственную Думу непарламентских партий, освобожденных от сбора подписей в ходе избирательной кампании 2016 года.
В данном материале произведена попытка исследования существующего положения и электоральных перспектив на выборы Государственной Думы РФ 2016 г. для непарламентских партий, освобожденных от сбора подписей в ходе данной избирательной кампании.
ГРУППА «ПАТРИОТЫ»
В данной группе малых политических партий также высока конкуренция за общий сегмент электората. Как и у патерналистов, их потенциальное электоральное поле частично накладывается на сегменты нынешних четырех парламентских партий. прежде всего ЛДПР и "Единой России". Общую ёмкость сегмента можно оценить примерно в 13-15 млн. избирателей. Однако значительную его часть традиционно контролирует ЛДПР, а некоторую часть - ЕР, использующая инерцию патриотического подъёма в связи с воссоединением с Крымом.
"Патриоты России"
Шансы на прохождение 5% барьера - минимальны, практически отсутствуют без смены идеологии и перехода к активному участию в политической жизни. Шанс может дать также корректировка самопозиционирования партии.
Сегмент политического спектра - региональный патриотизм, федерализм, патернализм, умеренный демократический социализм, коллективизм. Невнятный электоральный двойник "Родины" и СР.
Сильные стороны - возможность выдвигать кандидатов в ГД без сбора подписей. Организационно, финансово или идеологически бренд практически никак не усилит кандидатов ввиду размытого собственного содержания и отсутствия достаточных финансовых и организационных ресурсов.
Целевые аудитории и ресурсы роста (с кем и как?) - жители национальных республик, жители сел, жители приграничных регионов, военные пенсионеры. Реально, сложно представить себе территориальную либо профессиональную, либо социальную группу, которая бы могла сегодня воспринимать эту партию, как выразителя своих чаяний.
Программное позиционирование (Смыслы)- Крайне невнятное повторение идей НПСР. Сейчас партия сотрудничает с ОНФ, что не делает её более понятной избирателям. Патриотизм пока в тренде, но на нем кормятся другие политические силы.
Имиджевое позиционирование (лица и лидеры) - Как правило, лидеры списка партии Г.Семигин и актер С.Маховиков подбирают в список выпавших из обоймы депутатов Госдумы. Ввиду отсутствия каких-либо реальных действий в интересах каких-либо реальных людей партия не формирует свою информационную повестку. Ей просто не с чем позиционировать старых лидеров и презентовать новых. Возможно, в этом сезоне шанс партии могло бы дать включение в список кого-то из раскрученных героев крымских и донецких событий. Во всяком случае, это поставило хоть какой-то акцент в позиционировании, но вывело бы ПР на поле "Родины"..
Контрпозиционирование (соперники и двойники) - Создавалась как альтернатива КПРФ, но реального электорального веса не имеет. Сейчас могла бы оппонировать "Родине".
Работа со СМИ - информационных кампаний партия не проводит. Сайт партии информирует о действиях избранных депутатов и руководства партии. Выходит партийная газета. Если всерьез надеяться на прохождения барьера, работу со СМИ придется начинать с нуля.
GR, административные возможности (чем может быть интересен и не интересен федералам и региональным властям) - есть наработанные связи с рядом региональных администраций и бизнес-структур, что позволяет выдвигать не только технических кандидатов, но и реальных, поддержанных частью ФПГ и регионального чиновничества. На федеральном уровне партия могла бы взять на себя тему углубления федерализма в национальных автономиях, но эта тема - под контролем ЕР. Теоретически, список могут поддержать до определённого уровня в целях снижения электорального веса КПРФ, СР и "Родины", если те снова начнут резкие политические движения.
«Патриоты России», по факту, стали сегодня одной из официальных политических партий, являющихся прибежищем части региональных элит (прежде всего, в национальных республиках), которые не являются вошедшими в действующую региональную власть, но и не оказались (в силу веса и/или существующих на территории традиций и «правил игры») «подлежащими зачистке». Это, в регионах, некие «не допущенные, но признаваемые».
Есть ощущение, что сегодня и само формальное федеральное руководство данной партии не осознает эту потенциальную выгоду, действуя, во многом, ситуационно и спонтанно. В случае же целенаправленной работы в этом направлении, вполне возможно добиться хотя бы перехода через 3%, что уже выведет партию из разряда аутсайдеров..
Финансовые возможности - Без массовой продажи мест в списке денег на полноценную федеральную кампанию не хватит. Но в данном случае открываются возможности по одномандатникам, чего не было на предыдущих федеральных выборах. Теоретически, с учетом относительно успешных региональных и местных избирательных кампаний двух последних циклов, возможно включение в список 20-25 ресурсных одномандатников. По согласованию с местными ФПГ и определёнными административными структурами, это даст списку дополнительные возможности в региональных СМИ.
Реструктуризация (использование и усиление оргресурсов) - По всей видимости, возникнет необходимость в создании мобильных групп и полевых сетей хотя бы на умеренно-дружественных территориях. Кроме того, там же понадобятся сценарные группы, отрабатывающие информационные поводы и тематические линии под кандидатов и целевые электоральные группы.
Базовые территории (где и как) - Республики Северного Кавказа, Поволжье, Хакасия, Нечерноземье, Красноярский край, Самарская область. Этого мало для серьезного выступления, поэтому предстоит большой объем переговоров на федеральном и региональном уровне. Но партия показала себя в высшей степени системной.
Возможности - максимум -проведение до 10-12 одномандатников на территориях, где есть взаимопонимание с руководством, по согласованию с федералами и ОНФ. Проведение списка в целом через 5% теоретически возможно, но потребует неимоверных усилий, даже в случае полного одобрения на федеральном уровне, открытии всех телеканалов и основных интернет-СМИ. Пока трудно представить себе стечение обстоятельств, при которых это может понадобиться федеральному Центру.
"Родина"
Шансы на прохождение 5% барьера - теоретические шансы есть. При консолидации всего ура-патриотического электората и хорошей прокачкой федеральными СМИ. Понятно, что это возможно только в случае полного одобрения со стороны АП. Раскачивать чисто националистическую тему тоже можно с перспективой выхода на 5%. Но результат более вероятен в виде снятия, как и в 2005 на выборах в МГД.
Сегмент политического спектра - патриотизм, умеренный национализм, империализм, милитаризм, патернализм.
Сильные стороны - возможность выдвигать кандидатов в ГД без сбора подписей. Единственная из околонационалистических партий, которая может не собирать подписи. Бренд пока не стерся и имеет собственный хоть и небольшой электоральный вес.
Целевые аудитории и ресурсы роста (с кем и как?) - военные пенсионеры, офицеры, сотрудники предприятий ВПК, активисты националистических организаций, участники парамилитаристских объединений, казаки, граждане РФ, проживающие в других государствах СНГ, диванные армии.
Программное позиционирование (Смыслы)- возрождение великой империи путем экспансии, возрождение армии РФ, возрождение ВПК, воспитание национальной гордости и имперских евразийских взглядов. Россия как автономный от США, Европы и Азии центр силы.
Имиджевое позиционирование (лица и лидеры) - Традиционно с брендом ассоциируются Д.Рогозин и С.Глазьев. Без них раскрутиться бренду будет крайне трудно. Однако самостоятельный образ у партии есть.
Контрпозиционирование (соперники и двойники) - Есть электоральные пересечения с ЛДПР и державным крылом ЕР.
Работа со СМИ - крайне неорганизованно, без проработки информационных поводов и тематических линий.
GR, административные возможности (чем может быть интересен и не интересен федералам и региональным властям) - По сути, может быть генератором удержания на среднем уровне затухающего патриотического подъема, может выступать с позиций поддержки групп интересов силовых структур и ОПК. Но реально значительную часть электората "Родина" перехватывает у ЛДПР и ЕР, что не сможет без серьезных политических решений дать ей поддержку административного аппарата. К тому же поведение некоторых военных отставников из аппарата "Родины" на уровне регионов также не вызывает поддержки и понимания у местных элит.
Финансовые возможности - пока невелики. Могут быть улучшены за счет реализации коммерческого выдвижения и торговли политической поддержкой бренда.
Реструктуризация (использование и усиление оргресурсов)-структуры партии пока в зачаточном состоянии.
Базовые территории (где и как) - При выборе ориентации на определённые целевые аудитории базовыми территориями могут стать, например, территории локального расселения военных пенсионеров, города с высокой долей ВПК в промышленности, регионы базирования крупных воинских частей и т.п. Любой вариант развертывания потребует предварительного принятия политических решений и программно-имиджевой трансформации.
Возможности - Наиболее вероятен вариант перехода через 3%, но недобор до 5%. При прохождении на собственной экономической базе до 10 ресурсных одномандатников. Менее вероятен переход через 5%. В случае отсутствия политического решения, открывающего СМИ и структуры ВПК и силового блока, можно и остановиться в районе 1% голосов. Многое будет зависеть от социально-экономической ситуации и внешнеполитической конъюктуры.
Безусловно, «родимым пятном» и основной проблемой малых политических партий группы «Патриоты» является противоречие между необходимостью вести агитационно-пропагандистскую работу на критике конкретных решений действующей власти и нежелание подвергать действующую власть критике в связи с принятием её как основополагающего фактора государственной стабильности (что для политических деятелей-лидеров данных партий и значимой части функционеров и электората является базовой ценностью).
Несколько предпочтительнее в этом плане выглядит потенциальная(!) ниша партии «Патриоты России», как возможного выразителя интересов лояльных, но не вошедших в действующую власть региональных элит. Интересно, что при целенаправленной работе в этом направлении, ей придется конкурировать не с «Единой Россией», и не со «Справедливой Россией» (позиционирование которой в этом качестве на сегодня полностью дискредитировано), а с ЛДПР, уже добившейся заметных успехов в отношении привлечения в свои ряды представителей такого рода элит, и КПРФ, также работающей в данном направлении.
Продолжение следует
Андрей Максимов, Алексей Михайлик, Константин Бакшеев