Оригинал здесь:
http://www.maksimov.info/index.php ШАНСЫ И ТЕХНИКИ
Оценка возможностей прохождения в Государственную Думу непарламентских партий, освобожденных от сбора подписей в ходе избирательной кампании 2016 года.
В данном материале произведена попытка исследования существующего положения и электоральных перспектив на выборы Государственной Думы РФ 2016 г. для непарламентских партий, освобожденных от сбора подписей в ходе данной избирательной кампании.
При проведении анализа, были применены следующие граничные условия:
1. Настоящее состояние и перспективы партий анализировались с учетом преимущественности сохранения их традиционного и текущего позиционирования в политическом и информационном поле.
2. При составлении констатирующей части материала были, по возможности, учтены известные субъективные факторы, относящиеся к личностным позициям и ресурсу лиц, являющихся формальными руководителями и/или лидерами данных партий, а также, при наличии таковых, неформальными руководителями и/или лидерами данных партий.
3. При анализе и прогнозировании возможного перепозиционирования, ребрендинга, существенного изменения принципов организационной деятельности какой-либо из партий применялся приоритет «минимальной затратности» для достижения поставленной цели.
4. Для анализа емкости электоральных ниш и перетекания электората использовались данные Центризбиркома по итогам выборов в Государственную Думу в 1999, 2003, 2007 и 2011 годах, а также данные собственных социологических исследований.
5. Оценка возможностей парламентских партий в предстоящей избирательной кампании не являлась целью данного исследования. Расчет возможностей непарламентских партий, освобождённых от сбора подписей для регистрации, внутри электоральных ниш дается с учетом возможных действий других непарламентских партий, которые будут вынуждены по закону собирать подписи для регистрации своих списков.
ГРУППА «ЛИБЕРАЛЫ»
Необходимо отметить, что данная группа имеет компактную электоральную нишу и, в результате, борьба ведется, практически за перераспределение примерно 5-7% голосующих избирателей или примерно за 4-6 миллионов голосов. Это люди с достаточно высоким гражданским чувством. Как правило, они приходят голосовать.
Вместе с тем, имеется возможность за счет более четкого позиционирования и качественной агитационной и организаторской деятельности дополнительно мобилизовать до 3-5% избирателей, воздерживающихся последнее время от волеизъявления на федеральных выборах в столичных территориях ввиду отсутствия графы "против всех". Это люди, голосующие не "за", а "против". Они могут проголосовать "против всех", а могут отдать свой голос и самому шумному протестанту против злоупотреблений власти, как это сделали с А.Навальным на выборах мэра Москвы. В данном случае надо отметить, что мобилизационный ресурс Москвы для либералов составляет примерно 800 тысяч голосов, в Московской области - до 350 тысяч, в Санкт-Петербурге - до 660 тысяч, в Екатеринбурге - до 220 тысяч, в Челябинской области - до 160 тысяч, в Ленинградской области - до 120 тысяч, в Ярославской области - до 150 тысяч.
"Яблоко"
Шансы на прохождение 5% барьера - Невелики, но есть, если ПАРНАС по какой-то причине не будет участвовать в выборах. А остальным либеральным проектам запретят транслировать мысль "Крым не наш".
Сегмент политического спектра - праволиберальный, центро-либеральный, лево-либеральный, общедемократический, социал-демократический, правозащитный, частично - "зелёный".
Сильные стороны - Достаточно разветвлённая структура, опора на гражданских активистов, работающих по экологической и правозащитной тематике. Непрерывное генерирование тактических смыслов и попытки провоцировать конфликты на муниципальном уровне, что пополняет ряды активистов. Традиционно хорошая проработка федеральных смыслов и высокое качество дизайна АПМ. Высокий уровень владения современными информационными технологиями.
Целевые аудитории и ресурсы роста (с кем и как?) - Интеллигенция и бюджетники столиц, городов-миллионников, крупных областных центров, наукоградов, эко-активисты, мелкая и средняя буржуазия областных центров, преподаватели ВУЗОВ и общеобразовательных школ, в т.ч. группа «отверженных», клерки головных офисов ресурсодобывающих компаний и офисный планктон в целом, студенчество, правозащитники, сторонники отказа от воссоединения с Крымом, меньшинства. Возможен выход в слой малого бизнеса, самозанятое население.
Программное позиционирование (Смыслы) - Европейская модель общественного устройства, гуманистические идеалы, постиндустриальное общество, Крым не наш, присоединение РФ к атлантическому блоку, отказ от самостоятельной политики, чиновничество - под контроль демократии, гражданского общества. Прямая выборность мэров и глав муниципальных районов. Свобода слова и независимость СМИ от государства. Небольшие недорогие армия и полиция. Тактически - Перехват антимонопольной повестки в координации с планами ведомства И.Ю. Артемьева. На финише кампании - Борьба с принудительным голосованием внутри групп своих избирателей по схеме: «Говорю, что ЕР - а голосую за «Яблоко».
Имиджевое позиционирование (лица и лидеры) - Проблема - с примелькавшейся обоймой федеральных лидеров. Проблема - с манерой и фразеологией публичных выступлений, чуждых для массового избирателя вне столиц. Проблема - в поверхностном вхождении в региональную и средовую проблематику, что непростительно перед интеллектуальной публикой. Необходимо обновление и омоложение когорты лидеров с целью перехвата молодежного электората у ПАРНАСА и СР.
Целесообразно введение на первые роли публичного позиционирования харизматического лидера, либо (предпочтительно) группы, позиционируемой как «Национальный Совет Умных» («интеллектуалы», «высоколобые», некий «коллективный Явлинский»). Именно ореол интеллектуализма во многом позволяет данной партии до сих пор пребывать в политическом поле.
Привлечение к деятельности в качестве функционеров среднего звена и лидеров сетей региональной агитации и пропаганды действующих лиц из региональной академической науки, преподавателей ВУЗов, научно-медицинского сообщества и, через них, преподавательского персонала средних технических учебных заведений. То есть, перехват лидеров этой электоральной группы у СР.
Нужны просто молодые гражданские и студенческие активисты, которых партия будет позиционировать, как новых лидеров. Такие "иваны синчичи".
Контрпозиционирование (соперники и двойники) - Реальный двойник на федеральном уровне - ПАРНАС. С определёнными условиями на позиции соперников внутри электоральной ниши могут выйти "Гражданская платформа" и "Правое дело". В том случае, если информация о сегодняшних лидерах этих объединений не будет широко растиражирована СМИ, либо если они вновь попадут в руки крупного бизнеса. В регионах - главным электоральным двойником и потенциальным электоральным донором партии является "Справедливая Россия". В случае начала реальной избирательной кампании экологическую тему и актив попытаются взять под себя "Зелёные" и "Альянс зелёных".
Работа со СМИ - Есть нишевые федеральные и региональные СМИ, которые транслируют общедемократическую повестку дня и тематические линии. Но за внимание этих СМИ придется бороться с другими либеральными проектами, прежде всего - ПАРНАСОМ. Вне региональным столиц на фоновое взаимодействие со СМИ рассчитывать сложно. Возможно подключение региональных и федеральных информационных порталов, что хорошо накрывает целевую аудиторию и сравнительно недорого, по сравнению с ТВ и печатными СМИ. Есть опыт использование всплывающих рекламных баннеров в основных поисковых системах. Безусловно, будут задействованы и все социальные сети, включая специализированные. Даже вполне эффективное мобильное приложение «Яблока» сейчас требует раскрутки через яркую подачу в более традиционных каналах информации.
В случае принятия установки на работу с целевой группой «научная интеллигенция», возможным и необходимым является задействование ВУЗовских многотиражек, а также специально создаваемых в регионах бесплатных газет, рассчитанных на целевую аудиторию педагогической и медицинской интеллигенции.
GR, административные возможности (чем может быть интересен и не интересен федералам и региональным властям) - Есть взаимодействие с определёнными блоками правительства, но на уровне АП партия считается мало договороспособной, в основном из-за ориентации на внешние центры принятия политических решений. На уровне регионов, из-за ориентации на гражданских и эко-активистов, партия рассматривается как главный дестабилизирующий административную вертикаль фактор. Поддержка на уровне чиновников регионального и муниципального уровня маловероятна. В целом, для одномандатника - выдвижение или поддержка партией является "чёрной меткой" для местных чиновников.
Финансовые возможности - Ресурсы позволяют проводить общефедеральную кампанию списка. В силу конфликтности лидеров, вряд ли удастся привлечь более 30 ресурсных одномандатников для округов в столицах и миллионниках, Подмосковье, Ленинградской области, Томской области, Новосибирской области и Карелии.
Владение и модернизация оргресурсов.
Целесообразны частичный ребрендинг и аппаратно-функциональная реструктуризация для достижения максимального результата:
Дополнительное усиление ресурсной основы партии возможно при более существенном привлечении молодых специалистов, окончивших столичные ВУЗы и отправившихся искать работу в провинцию. А также - из «центра субъекта Федерации- в малые города и сельскую местность субъекта». Данные молодые специалисты могут быть задействованы через их бывших учителей, привлекаемых в качестве функционеров партии. Поскольку для получения процентовки по единому округу важен любой голос, имеет смысл весьма жестко дифференцировать территории «массовой» и «качественной» работы. Первая предполагает задействование корпоративных оргструктур (возможно, с опорой на ВУЗы) и СМИ, вторая - сетевую работу, с упором на мобилизацию «истинных интеллектуалов» в окружении... Партии необходимо восстановить связь с молодежью. Для этого нужны лидеры из молодёжных групп прямого действия в стилистике последних европейских выборов. Кроме того, партии необходимо хотя бы в этой кампании попытаться кроме пикетов и мобильных групп фрагментарно использовать ОДД. Теперь важно брать не только среды, но и территории.
Базовые территории массовой работы (где и как) - столицы, миллионники, наукограды, инновационные центры, студенческие центры, портовые города, областные центры.
Возможности - Есть почти гипотетическая возможность создать фракцию в ГД. Однако для этого придется создать и сохранить консенсус между гражданскими активистами - держателями сетей и пикетов - и ресурсными кандидатами-одномандатниками. Кроме того, сместить основной вес кампании из столиц на уровень областных центров. Это не считая того, что ПАРНАС должен отказаться от попытки пройти барьер. Иначе история с СПС повторится, голоса растащат. Если ПАРНАС начнет реальную кампанию, останется только искать точки уязвимости системы, где теоретически можно попытаться провести одномандатников. В партии есть 3-5 человек, которые могут попытаться пойти по одномандатным округам с надеждой на успех. Наиболее вероятен результат, аналогичный прошлому туру, с небольшим превышением 3%.
Продолжение следует
Андрей Максимов, Алексей Михайлик, Константин Бакшеев