Уже несколько месяцев со всех экранов страны льётся сладкая песня, как важно и почему необходимо менять главный документ страны, который "морально устарел". Как это обычно у нас принято, произносятся красивые лозунги о важности семьи, воспитании детей, сохранения истории, неделимости границ, медицине, социальных гарантиях, запреты на иностранные гражданство и капитал для чиновников, поддержка науки, развитие культуры, поддержание экологии. Безусловно, это весьма важные вещи, которые небезразличны многим из нас. Но действительно ли это главное, ради чего вносятся поправки в основной закон нашего государства? Действительно ли внесение подобных вещей необходимо и кардинально поменяет что-то в нашей жизни? Разве нет этих норм в действующих законах уже сейчас? И все ли из них, формально действуя, исполняются на самом деле?
Конечно же, практически всё из перечисленного и активно пропагандируемое, давно закреплено различными федеральными законами или самой Конституцией и действует на территории Российской Федерации не один год. Оппоненты уже придумали готовый ответ для подобной претензии: "Закрепление этих норм в Конституции, даст гарантию, что курс будет сохранён и никто в будущем не сможет отменить эти важнейшие для каждого из нас вещи". Действительно, то что сейчас будет принято, в будущем исправить станет очень сложно или даже невозможно, но речь не о громких патриотических лозунгах из списка выше. Нынешняя редакция ФКЗ о поправках, которых больше сотни, так или иначе затрагивает 46 статей, а вся прокремлёвская пропаганда говорит лишь о нескольких не самых существенных из них (Статьи 67.1, 72, 75, 114).
Многие лидеры оппозиции в это время делают ключевой акцент на обнулении сроков действующего главы государства, мол весь вышеперечисленный спектакль разыгрывается исключительно из соображений продления его правления (Статья 81 часть 3.1). Знаете, если б это оказалась главная и единственная причина, то можно было бы согласиться ними и не писать ничего больше, да или просто согласиться в случае одобрения действующей политики. Однако реальность намного серьёзнее.
За красивой и распиаренной ширмой, за открытым признанием обнуления, проходят другие очень масштабные изменения в нашем государстве, которые в ближайшем будущем коснутся каждого. И поддерживать их, как мне кажется, могут либо люди, в принципе, не понимающие устройство нынешней политической системы, как она изменится или вовсе не читавшие сами документы. Помните, знаменитое заявление Елены Исинбаевой, входящей в рабочую группу о поправках, ни разу ранее не открывавшей основной закон страны?
Click to view
Либо те, кто любят действующего президента безусловной и безграничной любовью, и готовы согласиться со всеми его начинаниями, даже не вдаваясь в их суть, лишь бы выразить чувства глубокой поддержки и уважения.
Изначально было желание сделать таблицу с анализом, дать пояснения, на что обратить внимание в представленном проекте изменений, о чём они говорят и как эти нормы прописаны нынче с изучением сути формулировок. Но такой текст будет тянуть не на длинную статью, а скорее на диссертацию. Да и сейчас эта работа уже проделана профессионалами, ссылки на которых я дам в конце, повторять её нет особого смысла. Кому интересны юридические подробности каждого пункта - обязательно почитайте. Я же постараюсь простым языком передать главную суть всех происходящих изменений, в большинстве случаев, ограничиваясь номерами изменяемых статей, которые в случае интереса можно опять таки прочитать самостоятельно.
Что такое Конституция? По сути это документ, определяющей функционирование государства. Закон, постулативно описывающий основные правила поведения и жизни для всех. Некая Библия государства, если так можно сказать. Она не должна допускать какие-то абстрактные и неконкретные вещи, хотя таких поправок как раз тьма. И сейчас очень сильно меняется именно государственное устройство , а также структура распределения власти, как государствообразующее звено.
Читать законы неподготовленному человеку, первое время достаточно сложно, потому что постоянно встречаются очень похожие друг на друга однокоренные слова, термины, точное значение которых непонятно, нужно отслеживать несколько параллельных логических ветвей в голове. Ну вот или было написано "структура власти", а стало "структура публичной власти". Подавляющее большинство не интересующиеся юриспруденцией, пролистает и даже не придаст никакого значения подобному изменению. Однако, юридический язык весьма конкретный, каждый термин имеет своё определенное значение, и каждое слово в этом термине важно.
Именно из-за этого почти все популистские заявления прописаны в самом начале проекта об изменениях. Неподготовленный человек вряд ли осилит читать весь предлагаемый документ, а если и осилит то за многообразием слов "Президент" "Председатель Правительства" "Совет Федерации", к концу документа вряд ли будет внимательно следить за происходящей сутью. Первые же изменения из новой статьи 67.1 и повторенные их другими словами ближе к концу ещё раз, хорошо врежутся в память, и человек будет уверен, что принимаем хороший и правильный документ.
Кто хотя бы раз пытался когда-то читать законы, знает, что они написаны с весьма чёткой и логичной структурой, каждый раздел отвечает за свои пункты. И в этом случае сразу возникает вопрос, как статья 67.1, где как раз и говорится вся эта вода о семье, детях, сохранении тысячелетней истории, вере в бога, могла появиться в разделе "Глава 3. Федеративное устройство"? По сути это вариант преамбулы новой Конституции, которая всунута в первое возможное для этого место. Дело в том, что согласно действующей Конституции, некоторые её главы (а именно 1,2 и 9 Статья 135) нельзя менять без проведения полноценного референдума с обязательным порогом явки в 50% или создания нового органа - Конституционного Собрания. Поэтому законодатели начали менять документ нелогично, но условно законно, с перовой такой возможностью. Далее по тексту, вносятся изменения, напрямую затрагивающие выше упомянутые закрытые главы. И есть гипотеза, что именно для этого сейчас происходит показательное волеизъявление. Но об этом будет отдельно в самом конце.
Много слов пропагандисты говорят о том, Конституция 1993 года была написана под диктовку запада. Учитывая, какие были времена, то спорить с этим сложно. Однако, если разбираться детально, то не во всех случаях это является однозначно негативным фактором. Благодаря влиянию запада и международным договорам сейчас у нас очень обширная вторая глава, посвященная правам человека, которые так или иначе Россия должна соблюдать (например Статья 46 и особенно часть3). Не многие знают, что именно благодаря этим правам человека, сейчас у нас действует фактически добровольный призыв в армию. В этом месте большинство скажет: "Да что он несёт!? Меня (сына, брата, парня, друга, мужа и тд) забрали из дома и заставили служить". Но это, в большинстве случаев, говорит о нежелании свои права отстаивать или их полное незнание. Тема отдельной статьи, но даже зная что и как делать, чтобы не идти в войска, совершенно бесплатно и законно, обычно люди отвечают: "Это слишком сложно, мне проще отслужить". Такая уж у нас ментальность. Хотя в реальности нет абсолютно ничего сложного, я точно знаю, о чём говорю. Все кто действительно не хотел, никуда не пошёл.
Тоже самое можно сказать про остальные статьи. Нынешняя редакция содержит достаточно сильное разделение власти и её независимость. Есть так называемый "принцип сдержек и противовесов", чтобы три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) принимали раздельные решения и имели возможность контролировать друг друга (Статья 10) Президент не входит ни в одну из них (Статья 11). Можно возразить, что нет никакой разницы, ведь и в Правительстве, и в законодательных собраниях и в Конституционном суде, сидят люди действующего президента, подконтрольные ему. Разумеется, это так. Но сейчас, с точки зрения закона, при случайном появлении независимого человека или партии, они могут очень сильно влиять на происходящее и создавать реальную оппозицию действующему главе государства. После принятия поправок такую возможность они утратят.
Перейдём к конкретике. Что же поменяется в самое ближайшее время? Под личный контроль Президента полностью переходит Правительство (исполнительная власть) (Статья 110 часть 1, Статья 83, пункт б), он может менять структуру Правительства по предложению премьера или самостоятельно, отправив премьера в отставку без остального Правительства (Статья 83 пункт а ), и решать, какими областями правительства руководит (пункт б1). Силовой блок (Минобороны, ФСБ, МВД, Минюст, МИД, МЧС и Росгвардия) будут подчиняться только Президенту (пункт д1), Государственная Дума больше не будет принимать участие в назначении глав этих ведомств, вместо этого будут некие консультации Совета Федерации, которые нынешнее законодательство не подразумевает и никак не регулирует.
Далее. Президент вместо Совета Федерации теперь самостоятельно назначает или снимает всех значимых прокуроров, в том числе Генерального прокурора (пункт е1 и Статья 129), может снимать с должности неугодных судей всех инстанций с формулировкой "в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий " (пункт е3), при том, что сейчас снимать судей Президент не может в принципе. Президент сможет отклонить от собственного подписания любой закон, принятый Законодательными Собраниями, заручившись поддержкой Конституционного Суда (Статья 107 пункт 3, Статья 125 часть 5.1), в том числе федеральный конституционный закон (Статья 108 часть 2). Сейчас такого права у него нет. В Совет Федерации теперь Президента будут представлять не 10% от общего числа, а 30 человек, из которых 7 могут быть назначены пожизненно (Статья 95, часть 2,пункт в). Любой бывший президент, после окончания своих полномочий, если хочет, отправляется пожизненно в Совет Федерации (пункт б) и получает полную неприкосновенность (Статья 92.1), лишить которой будет весьма затруднительно (Статья 93).
Из этого прямо следует, что если когда-то вдруг у нас захотят провести расследование и привлечь действующего главу к ответственности за всё совершенное, сделать это будет практически невозможно. Одна из главных тем конституционных изменений - пожизненная собственная безопасность.
Государственный Совет из совещательного органа превращается в конституционный институт, направленный на организацию нового понятия - публичной власти и общих векторов развития политики государства (Статья 83, пункт е5). Подчиняется он напрямую президенту. Также стоит отметить, что Председатель Правительства (премьер) лишается возможности определять основные направления деятельности Правительства, но несёт персональную ответственность за всю его работу, в том числе и силовой блок (Статья 113).
Любопытная ситуация с утверждением состава Правительства. Та часть Правительства, что согласуется с Думой премьером (несиловой блок), принятая Думой не может быть отклонена президентом. Но после трехкратного отклонения Думой предложенных кандидатур, президент самостоятельно выбирает состав Правительства, а Думу может распустить, если хочет. (Статья 112). Аналогично и с Председателем Правительства (Статья 111). Выходит так: если Дума лояльная, то её можно и не распускать. А можно и распустить, если Президенту после выборов будет удобно. Но исполнять в обязательном порядке только её одобрительные решения.
И продолжая тему роспуска Госдумы, ограничиваются сроки, в которые Дума может высказывать недоверие Правительству. Теперь новый состав Думы не сможет выражать недоверие Правительству в течение первого года, после своего созыва. Сейчас в этот срок нельзя лишь распускать саму Думу. Также она не может выражать недоверие Правительству в течение года, после самостоятельного трёхкратного отклонения Председателя Правительства и последующего принудительного назначения его Президентом (Статья 117, часть 6).
Таким образом, роль Президента заметно усиливается в Законодательной и Судебной власти, Исполнительная переходит под его контроль, а Силовой блок - отныне будет подчиняться только лишь Президенту. Курс Президента при этом, по всей видимости, будет направлен на развитие внешней политики, внутренними делами, так красиво пропагандируемыми, будет заниматься премьер "под личным контролем" и Правительство (Статья 114). Само государство уйдёт в сторону полицейщины или, если хотите, царствования конкретного человека. Недавно шумевшие изменения закона о Полиции и приостановленные до голосования по правкам, наделяющие полномочиями "при наличии оснований" вторгаться в любую частную собственность и применять оружие, не неся при этом никакой ответственности, станут нашей реальностью.
Если обратить внимание на Статью 79.1 (а также пункт ж Статьи 83), то у нас декларируется "Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов", а значит закрепится возможность проведения политики агрессии и на международном уровне . Не нужно ведь напоминать, как США сеет мирную демократию по всему миру?
Что ещё обычно упускается? Весьма важный момент - вмешательство государственной власти в местное самоуправление, которое сейчас условно независимо (Статья 3 часть 2, Статья 12, ФЗ от 06.10.2003 N 131 - ст1). По своей сути в действующей Конституции, это одна из возможностей народа на устройство своей жизни без участия Государства. Наверняка большинство людей с этим никогда не сталкивалось и даже не представляет о чём речь. Но именно благодаря местному самоуправлению жители района Крылатское и Измайлово г. Москвы весьма сильно уменьшили платное парковочное пространство в своих районах. Теперь же такая возможность, скорее всего, будет устранена. (Статья 131 часть 1.1) Также из прав местного самоуправления выводится возможность охраны общественного порядка (Статья 132 часть 1). Если вспомнить, что теперь весь силовой блок в одних руках, то в их структуре весьма логично.
Отныне обычные граждане не смогут обращаться на тему законности тех или иных актов в Конституционный суд без прохождения всех предыдущих инстанций. (Статья 125 часть 4 пункт а). Весьма вероятно, что начнётся закручивание гаек по теме суверенного интернета (Статья 71 пункт м). Опять же, наверняка многие помнят, что самые жёсткие законы по ограничению прав и свобод человека у нас принимаются под эгидой обеспечения безопасности, примеров предостаточно, да и последние месяцы весьма свежи в воспоминаниях.
Продолжение следует