В годы студенческие я жил в Петергофе, а учился в городе, на Ваське. Такая уж карма была у нашего геологического факультета - новое здание факультета в Петергофском комплексе еще не успели достроить, а общежитие уже перевели. Потом случилась перестройка, и так оно все и осталось.
Тратили мы тогда на дорогу, помню, часа полтора: электричка+метро+путь пешком от "Васьки". Последний этап опционально заменялся на пешком/автобус/троллейбус от "Гостинки". В общем, не айс, особенно долгими зимними ночами.
После прощания с альма-матер я в Петергофе бывал довольно редко. А в последние года четыре - и вовсе ни разу.
Два дня назад-таки понадобилось туда съездить. Решил воспользоваться случаем, и сравнить электричку с маршруткой.
Туда я поехал электричкой. С Балтийского вокзала.
Вокзал со студенческих времен стал гораздо лучше. Правда, подновили его довольно давно, так что этому я не удивился.
Автоматы по продаже билетов установлены тоже вроде бы довольно давно. Но большинство пассажиров все равно стоят в очередях, пусть и коротких, к кассам. Либо льготники, либо просто не доверяют бездушным машинам. Машина, кстати, и впрямь оказалась бездушной - лоток для выдачи сдачи находится где-то на уровне ботинок. Как-то это не по-людски - заставлять людей преклоняться перед машиной.
На проходе к электричке надо миновать еще одну машину - турникет. Это препятствие оказалось не из простых. Как я не тыкал в него билетом, бездушное создание все никак не могло распознать штрих-код на билете. Более опытные пользователи пригородного железнодорожного транспорта потом рассказали мне, что в принципе положение ридера штрих-кодов должно регулироваться. А то, что это не сделано, вызвано либо криворукостью обслуживающих турникеты техников, либо тем что у Балтийского вокзала нет нужных специалистов. Поэтому прошаренные пассажиры пользуются подсмотренным у контролеров методом - билетик нужно слегка подогнуть, чтобы штрих-код оказался ближе к его краю.
Я же этого не знал, но будучи опытным пользователем всяких устройств, попытки с десятой, перепробовав несколько турникетов, благо народу было немного, все-таки пересек линию инженерных заграждений.
Сел в электричку, еду, наслаждаюсь видами. В заоконном пейзаже, по-крайней мере до Лигово, за последние несколько лет изменилось действительно много. Новые дороги и развязки от Броневой до Дачного выглядят гораздо более современными, чем то, что понастроили в свое время в Мурино.
После Дачного за КАДом неожиданно появилась вертолетная площадка с парой геликоптеров. Поначалу решил, что это претворяются в жизнь планы МЧС по строительству на скоростных магистралях вертолетных площадок для быстрой эвакуации пострадавших в ДТП. Но появившаяся далее надпись Heliport и стоящий сразу за дорогой самолет немедленно эту гипотезу разрушили, чем весьма меня озадачили. ЦРУшный ресурс по волонтерскому сбору разведданных Викимапия потом подсказала, что в этом месте расположен вертолетный центр Хели-драйв, а
Ил-86 привезли сюда на лыжах, и принадлежит он музею авиации.
Затем по полупустому вагону пронеслась стайка зайцев, а вслед за ними появились контролеры - все прямо как пятнадцать лет назад. Правда, контролеры теперь изрядно помельчали - в буквальном смысле, и потому работали в сопровождении охранников. Зачем им охранники, я так и не понял, потому как травля зайцев теперь в их обязанности не входит. Занимаются контролеры ныне только проверкой билетов и обилечиванием недавно вошедших пассажиров.
Принесенная зайцами и контролерами волна холодного воздуха из тамбура неожиданно дала понять, что в электричке довольно холодно. Я же нисколько не северянин и вообще мерзляк, поэтому спасся только тем, что еще в самом начале по старой привычке сел на скамейку с радиатором.
После Сосновой поляны заикающийся женский голос (да, в этом электрички очевидно и заметно проигрывают метро) объявил следующую станцию - Сергиево. Это название мне было совершенно в новинку. Подумал даже: "Неужели там построили целый поселок?" Но следующая мысль - что это просто переименовали Володарку, показалась более правдоподобной. Так оно и оказалось на самом деле. Но переименовали только остановку, сам поселок по-прежнему называется Володарским. На переименовании станции, похоже, все РЖДшные деньги и кончились - вокзал стоит заброшен и заколочен. В Википедии пишут, что он "законсервирован", т.е. даже не факт, что его собираются реставрировать. А вокзал, между прочим, как и многие другие старые вокзалы - штучной работы. Их просто необходимо сохранять, а не менять на безликие остановочные павильоны.
Дальше - Стрельна, Красные зори (по-прежнему полустанок, но уже очевидно, что здесь скоро будет весьма фешенебельный район), и я уже в Петергофе. На выходе с платформы - такие же проблемы с турникетом, как на вокзале. Но тут меня подпирала толпа других выходящих, преодолеть турникет, по счастью, помог добрый самаритянин, обладающий бесконтактным билетом.
Зима в Петергофе неожиданно оказалась более холодной, чем в Питере. В студенчестве все было наоборот - весна в Петергоф всегда приходила раньше, чем в северные районы города. И отправляясь покататься на лыжах в Кавголово, стоя на платформе в Петергофе с этими самыми лыжами на фоне зеленой травы и распускающихся почек я частенько выглядел полным придурком.
В общем, мороз был такой, что разбираться, какой из автобусов мне нужен и затем его ждать желания не было совершенно. Чуть более полутора километров до Николаевской больницы (которая стоит на Константиновской улице) - конечного пункта моего путешествия, я вприпрыжку преодолел минут за пятнадцать. Потом оказалось, что обратный путь на маршрутке совершенно не быстрее, несмотря даже на то, что до остановки маршрутки было всего три минуты ходьбы, а не пятнадцать.
И потому меня всегда удивляет множество маршрутов маршруток, идущих от метро до Петергофа и Ломоносова, а особенно позиционирование их, как транспорт до "ФОНТАНОВ". Именно так - большими буквами это и написано на всех маршрутках. В моем представлении это именно электричка - более привычный для туристов, более комфортный и дешевый транспорт, должна сжирать основной поток тех, кто едет на Фонтаны. Да, маршрутки ходят чаще и привезут вас почти ко дворцу, но электричка - приятнее, посмотреть на вокзал, появляющийся в исторических фильмах почти так же часто, как Витебский - само по себе интересно, и от станции можно неспешно и с удовольствием прогуляться через Александровский парк прямо ко входу в Александрию, которая теперь тоже является частью музея-заповедника Петергоф.
Про свой бизнес в больнице распространятся не буду, бизнес есть бизнес.
Обратно, как и собирался, поехал на маршрутке. Тем более, что автобусно-маршруточная остановка расположена всего в трех минутах ходьбы от больницы.
Ну что могу сказать? Маршрутки ходят часто - это факт. В этом я даже не сомневался, и несмотря на мороз смело пропустил первую маршрутку - она шла из Ломоносова и была битком забита. Вторая, от "фонтанов", пришла почти вслед за первой и оказалась почти пустой. Мне было все равно до какого метро ехать, и надпись "Ленинский проспект" меня вполне устроила. Цена - 70 рублей против 50 за электричку - устроила уже меньше. Впрочем, отсутствие пробок на пути (дело было в одиннадцатом часу), меня с этой ценой несколько примирило. Все-таки мне не приходится ездить туда каждый день, иначе - только электричка, только абонемент.
На обратном пути я тоже наслаждался видами, изредка сожалея о том, что ни из электрички, ни с дороги моря не видно. Мое благодушное настроение изредка прерывалось остановками для подсадки пассажиров и несколько чаще - ленивыми, как назвал их кто-то из моих знакомых, полицейскими, уложенными перед редкими на этой трассе пешеходными переходами. Остановок, кстати, маршрутка сделала примерно столько же, как электричка. А до Ленинского проспекта доехала примерно за такое же время, как электричка от Балтийского вокзала до Петергофа - минут за сорок.
Приятно удивил трамвай на кольце напротив Константиновского парка. Это просто очень замечательно, что эта линия пережила эпоху трамвайных зачисток и сохранилась до сих пор. А потом, проезжая мимо Балтийской жемчужины, я уверился, что у этой линии есть не только историческо-романтическое, но и огромное практическое значение. Возможно еще не полностью из-за засилья маршруток и частного автотранспорта осознаваемое.
История этой трамвайной линии - это уже само по себе история. Когда-то линия доходила до самой Стрельны, а изначально планы ее строительства были еще грандиознее - протянуть ее планировалось аж до Ораниенбаума. Т.е. еще сто лет назад преимущества LRT (легкорельсового транспорта, активным пропагандистом которого выступает пенсильванский профессор Вукан Вучик) уже были известны. А во время проектирования дамбы обсуждался вариант достроить-таки ее до Ломоносова и продлить в Кронштадт. Обидно, что сейчас нигде на линии нет памятных табличек, рассказывающих ее историю.
Для интересующихся приведу несколько ссылок:
-
статья про Ораниенбаумскую электрическую линию на Википедии (посмотрите и ссылки из статьи),
-
действительно ли фашисты могли захватить ленинградский трамвай, как это показано в фильме "Блокада",
-
"Прогулка по трамвайной линии на Стрельну" - подборка относительно недавних фотографий.
На этом рассказ мой практически закончен. Дальше уже были привычные городские улицы и метро.
Резюмировать тут особо нечего - я поклонник электротранспорта. Электричка мне априори нравится больше, но в маршрутке, надо отдать ей должное, было теплее. А если случатся у меня дела в Стрельне, наверное, попробую съездить туда на трамвае. Или, может, без всяких дел. Но не раньше, чем потеплеет.
Да, кстати, трамвай № 36. Полная длина маршрута - 17 км в одну сторону. Большую часть пути идет вне проезжей части, стоять в пробках не придется.
А фотоаппарата, как вы видите, у меня не было, поэтому пришлось обойтись без картинок. Чтобы не было совсем уж сухо, разбавлю словеса
картинкой из подборки фотографий старого Санкт-Петербурга - трамвайная станция в Стрельне, год, предположительно, 1959: