Мне повезло с работой. Контора, где я тружусь, расположена всего в получасе ходьбы от дома. Ездить на такие короткие расстояния на машине просто нелепо, а добираться любым общественным транспортом зачастую выходит даже дольше, чем пешком. Для разнообразия иногда езжу на работу на велосипеде. Есть в такой близости, конечно, и определенные недостатки. Например, я намного реже стал выбираться на разные мероприятия в центр города. Но преимуществ пока все-таки больше - не надо ни толкаться в метро, ни стоять в пробках, и вообще не надо тратить время на дорогу. По пути на работу можно прогуляться через парк, а на обратном пути, особенно если на велосипеде - дать крюк и проехать вдоль Муринского ручья или посмотреть, что происходит в округе.
Поэтому я довольно неплохо представляю, как обстоят дела с пешеходно-велосипедной инфраструктурой в нашем районе. Я, конечно, не всегда жил и работал только здесь. В других районах я тоже не заблужусь. Но город в последнее время меняется довольно быстро. В этом я каждый раз убеждаюсь, попадая в те его части, где не был год или два. Так что ограничусь только "своим" районом - примерно в этих границах:
Далеко не центр города, и почти по всем улицам, за исключением пары самых загруженных магистралей, при наличии некоторого опыта можно спокойно ездить по проезжей части. Однако готовы к этому далеко не все, да и не всем надо куда-то ехать на велосипеде. Сейчас значительная часть обладателей велосипедов выводят их на улицы только по выходным - чтобы покататься. Покататься в нашем районе, по счастью, есть где - это и парки, и даже специальная велодорожка, одна из немногих в городе:
Предполагается, что в скором будущем наш район будет даже соединен с центром города сетью веломаршрутов [
1], [
2]:
Конечно же, я не стал перерисовывать всю схему. Это только те маршруты, проходят рядом с моим домом.
Не будем забывать о том, что эти веломаршруты существую пока только на уровне концепций, планов и проектов. Но помечтаем еще немного. Концепция, разработанная по заказу администрации города научно-исследовательсеим институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), на втором этапе предусматривает еще большее расширение велосети:
Взглянем поближе:
Просто мечта велосипедиста-урбаниста. Не забыт в этой концепции и другой обязательный элемент велосипедной инфраструктуры - велопарковки. Они должны появится буквально везде - у магазинов, торговых и бизнес-центров, спортклубов, поликлиник, станций метро, ВУЗов, школ и общежитий. На карте я их тоже не стал отмечать, дабы не загромождать карту. На самом деле, в нашем районе уже есть довольно много велопарковок - у О'Кея на проспекте Науки, у ТЦ Академ-парк, около Спортмастера на Гражданском проспекте, в Политехе, в Физтехе, у (м) Политехническая, в бизнес-центре, где я работаю, и в соседнем бизнес-центре, мимо которого я хожу на работу. Это только те, что я вижу ежедневно. На самом деле их наверняка больше.
В общем, концепция НИИАТ очень хороша и продумана. Главный ее недостаток - то, что она предусматривает велосипедизацию только сверху - по велению властей, и требует целенаправленного выделения значительных бюджетных средств. Собственно, поэтому подобные проекты и остаются на уровне проектов - бюджет ведь не безграничен, и всегда находятся более приоритетные нужды.
Но вернемся обратно к схемам, велодорожкам и "моему" району. Схема велодорожек в этой концепции - весьма условная. Она обозначает только направления, но не конкретные улицы и способ прокладки велопутей. Корректировке уже успели подвергнуться даже планы первого этапа [
2]. Все, что относится ко второму и третьему этапам (всего их три) - еще более эфемерно и неопределенно. И если дело все же дойдет до каких-то реальных действий, эти планы будут еще неоднократно корректироваться. Корректироваться, я надеюсь, не без участия местных жителей, велоэнтузиастов и разных инициативных групп. Так что "альтернативная" концепция [
3] и все материалы, которые соберут местные велоактивисты, окажутся вполне востребованными.
Например, уже сейчас можно заметить, что в схеме на предыдущем рисунке не хватает как минимум двух линий (оранжевых):
Причем, велодорожка или совмещенная велопешеходная полоса на пр. Науки нужна уже сейчас. Здесь всегда очень много людей на велосипедах - кто-то приезжает в О'Кей за покупками, кто-то едет покататься в Сосновку. В подавляющем большинстве велосипедисты здесь передвигаются по тротуарам. При этом на этих тротуарах всегда много и пешеходов. Очевидно, что велосипедный и пешеходный потоки нужно разделять. Ведь если тренды нынешнего лета продолжатся в следующем году, велосипедистов станет еще больше. Самое интересное - это то, что велодорожку, причем не абы какую, а весьма приличную, полностью отделенную и от проезжей части и от пешеходной, здесь можно сделать уже сейчас. По нечетной стороне проспекта Науки почти от (м) Академическая и до перекрестка с улицей Обручевых идут две пешеходных дорожки - одна ближе к проезжей части, другая - рядом с домами:
Одну из них вполне можно превратить в велосипедную.
Непонятно, почему в проекте НИИАТ, предполагаемый маршрут по Гражданскому проспекту проходит не по всей его длине. В южной части проспекта точно так же есть почти все условия для прокладки велодорожек, как и в северной его половине. Широкие тротуары, возможно, даже излишне широкие, потому что они всегда заставлены автомобилями. Еще более широкие придорожные карманы, тоже постоянно занятые стоящими автомобилями:
До недавнего времени здесь действовала весьма абсурдная схема движения - по карманам было разрешено двухстороннее движение. Для меня, когда я ездил тут на велосипеде, это было самой большой неприятностью. Здравый смысл возобладал буквально несколько дней назад, и по карманам теперь разрешено движение только в одном направлении. И это означает, что теперь можно, например, парковать автомобили по обе стороны кармана - то есть, припаркованные на тротуаре машины можно убрать на проезжую часть, а занимаемое ими место на тротуаре отдать под велодорожку. А можно поступить наоборот - оставить машины на тротуаре, но запретить парковку у правого края проезжей, чтобы там беспрепятственно можно было ездить на велосипедах. Если при этом еще и ограничить максимальную скорость в карманах 30-40 км/ч, то можно даже обойтись и без специальной разметки. Вот, например, в этой части Гражданского проспекта уже сейчас на велосипеде едется весьма комфортно - пешеходам неоткуда неожиданно выскочить под колеса, а водители прекрасно видят велосипедистов и легко могут их обогнать. Но благодаря лежачим полицейским обычно даже не пытаются этого делать:
----------------------------------------
Проекты и концепции развития велоинфраструктуры:
1. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка концепции и программы мероприятий по развитию велосипедного движения в Санкт-Петербурге, в том числе по созданию и обустройству велодорожек» -
http://www.transport.spb.ru/news/81442. Проект конкретных мер развития велосипедного движения до 2015 года - представлен Фонтанкой в статье "Правительство въезжает в велосипедный рай" -
http://www.fontanka.ru/2012/07/19/132/. Хотя сами документы, любезно предоставленные Фонтанкой, есть и на сайте администрации Санкт-Петербурга, найти их анонс на этом ресурсе я не смог.
3. Неофициальная, или как ее чаще называют, альтернативная, концепция развития велосипедного движения в Санкт-Петербурге -
http://www.openurbanlab.org/?page_id=179