Перехватывающие велопарковки у станций метро.
Конечно же, найдутся те, кому эта затея покажется нелепой или неуместной. Честно говоря, я и сам вряд ли стал бы ими пользоваться. Я сейчас вообще редко езжу в метро. На работу хожу пешком или на велосипеде. Но предназначение таких парковок - вовсе не пересадить всех на велосипед, а предоставить людям возможность выбора, альтернативу, оказаться полезными тем, кто захочет часть своего пути проделать не пешком или в автобусе, а на велосипеде.
Где же в нашем городе нужны такие велопарковки. Я, конечно, не стал проводить социологическое исследование с опросами, замерами, полевыми наблюдениями. Ограничился только картой и одним сценарием пользования такими парковками - доехать на велосипеде до метро, оставить там велосипед, и продолжить путешествие подземным транспортом. Конечно, перехватывающие велопарковки нужны не только на станциях метро, но и (и возможно даже нужны еще больше) на станциях пригородного железнодорожного сообщения. Многим приходится добираться не только от дома до метро, но и от метро до места работы. Хорошо бы иметь велосипедную альтернативу и для этого плеча маршрута. Но тут одних только велопарковок недостаточно. Нужно, чтобы на них были и велосипеды, которыми можно воспользоваться - велопрокат и байкшеринг. Но не будем пока о них.
Итак, станции метро.
В Петербурге их уже, если верить Википедии, 65. К следующему году должно появиться еще две - Бухарестская и Международная.
Все жители Петербурга, наверное, примерно представляют себе сеть метро:
На поверхности, естественно, видны только станции :)
Где-то гуще, где-то пуще, где-то вообще нет.
Наиболее распространенные способы добраться до метро - дойти пешком или доехать наземным транспортом.
Допустим, что люди готовы дойти до метро пешком, если идти придется не дольше минут 15 - это примерно километр. Добавим на нашу схему зоны, расположенные в пределах одного километра от станций метро:
Не будем забывать, что километр здесь - только по прямой. На самом деле получится чуть больше.
Видно, что, в общем, зоны пешей досягаемости метро занимают довольно большую площадь - может быть, даже половину всей "городской" части Петербурга - той, что еще не пригороды. Видно, что обитатели Петроградки, центра, Выборгской стороны, те, кто живет вблизи Московского проспекта, весьма хорошо обеспечены метро - почти из любой точки этих районов можно довольно быстро дойти до метро. У некоторых даже есть выбор между несколькими станциями. Отчетливо различимы районы, откуда попасть в метро можно только посредством наземного транспорта. И это даже не обязательно окраины города. Нет метро в Красногвардейском районе - в Полюстрово, на Большой Охте. Большой просвет между серыми кружочками в центре северной части - по границе Выборгского и Калининского районов, тоже означает, что добраться до метро здесь можно только автобусом или трамваем. Даже в относительно центральной части города - на Васильевском острове, не все захотят идти до метро пешком.
До недавнего времени довольно печальная ситуация была с метро и в Купчино. Появление новых станций и строящееся продолжение Фрунзенско-Приморской линии уже исправляют ситуацию к лучшему. На схеме я уже отметил Бухарестскую и Международную станции. Работы там ведутся полным ходом, это видно даже на поверхности. Открытие этих станций может остановить разве что плановый конец света.
По-моему, более, чем логично, что в первую очередь перехватывающие велопарковки должны появляться в районах, удаленных от метро, но при этом не совсем оторванных. Как ни старайся, но велодорожки и велопарковки не помогут добираться до метро большинству жителей Полюстрова, окраинных частей Выборгского и Красносельского районов. А вот в Веселом поселке, на Васильевском острове, в районе проспекта Культуры, на юге Купчино идея совместить метро и велосипед вполне жизнеспособна.
Кстати, недавно открытая станция Волковская - одна из двух, к которой сходятся основные транспортные потоки Купчино, была оснащена перехватывающей велопарковкой в первую очередь.
Проект по созданию перехватывающих велопарковок у станций метро стартовал в Петербурге в этом году с сооружения восьми велопарковок (везде говорят девять, но одна из них расположена почти в километре от ближайшей станции метро, поэтом считать ее перехватывающей я не буду). Вскоре планируется добавить еще две:
Цветные круги на этой картинке - это трехкилометровые зоны. Зеленые - вокруг тех станций, где велопарковки уже есть. Желтые - там, где они запланированы.
Я знаю, что для заядлых велосипедистов три километра - не расстояние. Но нарочно взял такое небольшое расстояние. Для обычных людей это те же 15-20 минут, что они готовы потратить на то, чтобы дойти до метро пешком. Если до метро надо ехать более или менее заметное время, то уж лучше сразу поехать на велосипеде до конечной цели - на работу, в ВУЗ или еще куда.
Вообще, интересно было бы узнать, какова дистанция наиболее частых маршрутов петербуржцев (самые частые для всех - это именно дорога на работу), как распределяются эти величины, какую часть поездок можно было бы полностью переложить на велосипед. Но вернемся к последней схеме.
У владельцев велосипедов, живущих на севере города, в "заневско-ладожском" спальном конгломерате, в Купчино и на ближнем юго-западе, уже появилась альтернатива - они могут доехать на метро не только маршруткой, автобусом, трамваем или троллейбусом, но и на своем велосипеде. Судя по тому, что уже имеющиеся велопарковки никогда не бывают заняты полностью, немногие пока пользуются этой возможностью. Но само существование такой альтернативы и возможности выбора вообще - на мой взгляд, весьма позитивно.
Белые пятна, правда, закрыты еще не все. Велопарковок еще не хватает.
Не хватает на Удельной. Она бы пригодилась обитателям Коломяг и тем жителям района между Сосновкой и пл. Мужества, кому удобнее сразу доехать до второй, Московско-Петроградской, линии метро, вместо того, чтобы совершать подземный вояж через центр города.
Существующая парковка на Комендантском проспекте никак не помогает жителям южной, прибрежной части Приморского района. Их бы выручила парковка на Старой деревне.
Обделены и жители удаленных от метро частей Васильевского острова.
По-прежнему плачевно обстоят дела в Красногвардейском районе. Набережные Невы представляют собой естественные велосипедные магистрали до площадей Ленина, Заневской и Александра Невского, и многие велосипедисты активно пользуются этими велосипедными артериями. Но они, как правило, едут на велосипедах до конечной цели своего путешествия. Те же, кому нужно попасть в метро, вынуждены путешествовать медленным общественным транспортом. Велопарковки на станциях метро "Площадь Ленина", "Новочеркасская" и, может быть, еще на "Лесной", я думаю, пользовались бы популярностью.
Немного помечтаем - представим, что на новопостронных купчинских станциях метро сразу же появятся и перехватывающие велопарковки. Для начала достаточно даже одной - на Международной. Она вообще может стать центральной велостоянкой всего Купчино.
На юге не хватает "покрытия" в районах станций Московская или Парк Победы, и в Веселом поселке - на ул. Дыбенко.
Посмотрим, что получится, если добавить еще десяток (получилось, правда, 11) перехватывающих велопарковок:
Схема велосипед+метро доступна почти для всего города. По-прежнему не очень хорошо только в окрестностях Пискаревского проспекта и на юго-западе. Но я уверен, что и там вполне найдутся желающие проехать пять-семь километров до метро на велосипеде, а не на автобусе.
Может показаться, что я слишком уж размечтался. Но почему бы и не надеяться, что однажды начавшись, процесс не остановится.
Тем более, что
если верить "Моему району", каждая такая конструкция обходится бюджету всего в 50 тысяч рублей.
А кроме того, развитие перехватывающих (и не только) велопарковок предусмотрено концепцией развития велосипедного движения,
разработанной НИИ автомобильного транспорта по заказу администрации Санкт-Петербурга.
Вот так выглядит схема развития велоинфраструктуры на втором этапе реализации концепции:
Зелёным отмечены веломаршруты, красным - велопарковки возле станций метро, и серым - велопарковки возле станций метро и железнодорожных станций (сам не знаю, почему парковки у метро отмечены разными значками).
Все это велосипедное великолепие должно ожидать петербуржцев не сразу, а только по результатам второго этапа реализации этой концепции. Но и на первый этап запланировано тоже немало. Приведу только список перехватывающих велопарковок:
Отрадно видеть, что парковки, пусть не на 50-100, а пока только лишь на 11 велосипедов, уже появляются. На самом деле при желании на каждой можно поставить и 20 велосипедов, но пока эти конструкции не бывают заполнены больше, чем на треть. Возможно, дело в том, что люди просто еще не привыкли оставлять велосипеды на парковках так же, как машины. А может быть, те, кто хотел бы воспользоваться такими парковками, просто о них не знают.