По дороге с работы домой иногда делаю крюк, чтобы прокатиться по одной из немногих пока в нашем городе велодорожке - той, что на проспекте Луначарского. Определенное удовольствие в этом есть - не чувствуешь себя изгоем на тротуаре, и не надо напрягаться по поводу машин. Удивительным кажется и то, что за велодорожкой этой следят. Не сказать, чтобы уж очень рьяно, но реальные косяки исправляют. В начале лета, когда я начал по ней ездить, рядом с одним люком была довольно крупная яма. Недели через две там уже все было засыпано и закатано свежим асфальтом. Об этой яме я еще напишу чуть ниже.
Администрация парка ведет и просветительскую работу за безопасность посетителей. У входов в парк время от времени появляются таблички вроде таких:
Я не уверен, но мне кажется, что происходит ротация этих табличек. Раньше вместо этой было что-то про пешеходов - что пешеходам запрещено ходить по велодорожке. Хотя возможно, что я просто выдаю желаемое за действительное.
По поводу скутеров, кстати, администрация парка совсем неправа. Находится эта табличка в самом начале велодорожки - у пересечения проспекта Луначарского и проспекта Культуры. Вот если бы эта табличка висела у любого другого входа в парк, все было бы правильно. Но будучи расположенной здесь, она относится только к велодорожке. Однако, согласно ПДД РФ большинство скутеров - те, которые приравниваются к мопедам, при наличии велосипедной дорожки рядом с дорогой должны двигаться именно по велодорожке. А так получается, что по дороге на скутере ехать запрещено правилами дорожного движения, а по велодорожке - табличкой. Непорядок. Хорошо бы здесь была табличка про пешеходов, причем лучше не такая тупо-запретительная, на которую никто не обращает внимания, а более привлекательная, ну в смысле, действительно привлекающая внимание и доступно и убедительно объясняющая красивыми словами и картинками, почему не стоит ходить по велодорожке.
Мне вот, когда я еду по этой дорожке на велосипеде, подростки на скутерах почти не мешают. Их там вообще немного. Кого на этой велодорожке много - так это роллеров и просто пешеходов. Наибольшие помехи при этом создают именно пешеходы - и в силу большой разницы скоростей, и иногда еще потому, что они любят идти стройными шеренгами по двое-трое. Здесь любят прогуливаться молодые мамаши с колясками, а живущие поблизости пенсионеры частенько катят по дорожке тележки с покупками из расположенного в Родео-Драйве "Перекрестка".
Пока однажды я сам не попытался погулять вдоль этой велодорожки пешком, я искренне удивлялся этим людям - что вынуждает их идти по велодорожке, дыша автомобильными выхлопами и и рискуя быть сбитыми зазевавшимся велосипедистом или роллером, когда в парке есть отличные гравийные и асфальтированные дорожки, предназначенные специально для пешеходов?
Пешая прогулка в буквальном смысле открыла мне глаза. В том, что на велодорожке оказывается так много пешеходов, не только их вина. Первоначальная планировка парка, по-видимому, предполагала, что вдоль дороги будет идти обычный тротуар. Поэтому в парке много дорожек, выходящих прямо на этот предполагаемый тротуар (красные крестики), а та гравийная дорожка, что идет чуть дальше от дороги, то и дело прерывается (красные пунктиры):
Синия и фиолетовые линии на этой схеме - это велодорожки. Синяя - "скоростная", та что идет вдоль проспекта Луначарского и велосипедистами используется в основном не чтобы покататься, а для транзитного проезда. Тротуара на ней нет. Фиолетовые линии - велодорожки в парке. На них больше таких велосипедистов, которые просто приехали в парк покататься. Много детей на велосипедах. На этих велодорожках есть пешеходный тротуар. Большинство белых линий на схеме - гравийные дорожки. По ним гуляют преимущественно пешеходы. Одна такая гравийная дорожка идет параллельно проспекту Луначарского. По идее, именно по ней должны идти пешком все те, кому надо пройти в этом направлении. Однако в двух местах она просто обрывается (показано красным пунктиром), и тут пешеходы просто вынужденно попадают на велодорожку.
Красные крестики - места, где грунтовые дорожки выходят на велосипедную.
Зазевавшийся пешеход, ненароком свернувший на такую дорожку:
внезапно обнаруживает перед собой отличный асфальтовый тротуар, на котором нет никаких знаков, сообщающих, что пешеходам тут не место:
И таких пешеходных "тупиков", упирающихся в велодорожку, тут много:
Дешевого способа исправить эту ошибку, нет. Есть только сердитые. Например, проложить вдоль велодорожки тротуар. Или перекопать и уничтожить все дорожки, отмеченные крестиками, сделать продолжение пешеходных дорожек по пунктирным линиям, и вдоль всей велодорожки расставить таблички, что пешком по ней ходить нельзя. Не забыв, конечно и о разметке на самой велодорожке. Сейчас ее не хватает. Человеку, случайно забредшему сюда, совершенно не очевидно, что пешеходам тут не место. Нужно через каждые хотя бы сто метров нарисовать знаки, напоминающие про порядки и приоритеты - велосипед в круге и перечеркнутый пешеход в круге.
Точно такая же ситуация и в той части парка, что расположена за Светлановским проспектом:
В этой же части парка - не доезжая несколько десятков метров до перекрестка с улицей Ушинского, находится и люк с ямой, за оперативную ликвидацию которой я в начале поста уже успел поблагодарить администрацию парка. Яма там была хорошая, большая. Не ожидающий такого подвоха резвый велосипедист вполне мог почувствовать на свой шкуре несколько мгновений невесомости и последствия свободного падения. Затем эту яму заделали. Но она опять пытается выбраться на поверхность. Спустя пару месяцев это место выглядит вот так:
Пока ничего страшного. Но похоже, что ремонт был косметическим, декоративным, а причина, вызывающая размывание грунта, никуда не пропала, и следующей весной придется повторить этот ремонт.
После пересечения с Гражданским проспектом пешеходы с велодорожки исчезают. Происходит это по двум причинам. Во-первых, здесь вообще немного людей. А кроме того, вплотную к велодорожке там идет пешеходный тротуар, и редкие пешеходы идут именно по нему:
Неудобно только то, что начинается это велосипедное счастье не у самого перекрестка, и даже не после автобусной остановки, а еще в семидесяти метрах дальше. Эти семьдесят метров занимает парковка храма Сретения Господня:
Конечно же, никто и никогда там не спешивается, и очень хочется, чтобы эти семьдесят метров стали немного пошире. На то, что церковь пожертвует несколько квадратных метров территории на расширение велопешеходной дорожки, надеяться не приходится. Может быть, тогда можно пожертвовать в пользу велосипедистов и пешеходов локальным уширением дороги, которое предназначено для выезда с автобусной остановки, но по факту используется для стоянки автомобилей?
За церковью Сретения Господня на углу проспектов Луначарского и Гражданского идет стройка, работает кран. Традиционный синий забор, огораживающий стройплощадки, занимает всю пешеходную часть и половину велодорожки. Поэтому пешеходы, роллеры и велосипедисты вынуждены тесниться на одной только полосе велодорожки:
В силу малолюдности этого участка особых проблем это не вызывает, но я сомневаюсь, что два встречных велосипедиста смогли бы там разъехаться. Да и асфальт не способствует комфортной езде:
По обе стороны от стройплощадки - выезды с нее на дорогу. И это напрягает - забор не дает водителям видеть велосипедистов, а велосипедистам - выезжающие со стройки машины:
Если интересно, как используется тротуар, то большей частью он нужен только для того, чтобы на нем стоял забор, хотя в том месте, где занята и половина велодорожки, действительно что-то копают:
В этом году работы должны закончиться:
После стройки наконец-то можно прокатититься с ветерком. До самого проспекта Руставели, на углу с которым велосипедистов встречает такой знак (я про тот, что справа):
Но верить ему нельзя. Велодорожка тут совершенно спокойно продолжается дальше:
На проспекте Руставели ехать так же быстро не получится. Путь дважы преграждают въезд и выезд с заправки ПТК:
Идея прерывать велосипедную дорожку таким образом весьма удивляет. Очевидно, что ответственные за этот участок просто решили перестраховаться. Дорожные знаки здесь просто противоречат друг другу. Знак 1.24 "Пересечение с велосипедной дорожкой" с табличкой 8.2.5 (на фото они слева) говорит водителям, что при повороте направо они пересекут велосипедную дорожку, на которой, согласно ПДД, они должны уступить дорогу велосипедистам. Однако знак 3.9 "Движение на велосипедах запрещено" (тот, что справа), сообщает велосипедистам, что по факту велодорожка здесь заканчивается, и они должны пересекать этот въезд на заправку спешившись.
Во всем мире, и даже у нас в Петербурге, немного южнее - в направлении Петербург-Колпино, велодорожки проходят подобные участки насквозь, не прерываясь. В наиболее цивильных вариантах проезжая часть при пересечении велодорожки и тротуара имеет подъем, вынуждающий водителя замедлить скорость, и облегчающий пересечение такого "перекрестка" велосипедистам и пешеходам. Пора бы уже и здесь, на "флагманской" петербургской велодорожке, сделать не хуже.
Кроме того, сомнительно само использование в подобных ситуациях знака 3.9 "Движение на велосипедах запрещено"
Да, российскими ГОСТами и правилами не предусмотрен знак, обозначающий конец велосипедной дорожки. Это очевидный пробел. Но власти почему-то вместо того, чтобы ликвидировать этот пробел, стремятся его обойти, используя "подручные средства". Похоже, кто-то когда-то решил, что знак 3.9 сойдет для обозначения конца велодорожки, и с тех пор так и повелось. Но во многих случаях установка этого знака просто абсурдна. Как, например, на фотографии выше.
Дорожные знаки - это вообще отдельная веселая тема. Я вот, например, не могу понять, почему знаки, запрещающие движение велосипедов, мотоциклов, тракторов, гужевого транспорта, грузовых автомобилей - это просто фигурки в круге
, а на знаке 3.10 "Движение пешеходов запрещено" пешеход еще и перечеркнут. Да и вообще движется в другую сторону -
. "Товарищ, нам с тобой не по пути, да и вообще ты вымерший вид".
У Северного проспекта велодорожка заканчивается. Желающие просто покататься на велосипеде разворачиваются и едут обратно. Для тех же, кому надо дальше на юг, маршрут весьма логично продолжается придорожным карманом на улице Карпинского. Путь от перехода до этого кармана уже "облагорожен" наклоненным в партизанинг-стайле поребриком:
Концепция развития велосипедной инфраструктуры Петербурга, предложенная КТТП и НИИАТ,
предполагает сооружение велодорожки дальше вдоль проспекта Руставели и через сквер в сторону улицы Верности. Но этой велодорожки пока нет. И сейчас намного проще и удобнее ездить вдоль улицы Карпинского. По вечерам карманы, как правило, забиты машинами, но зато и движения по ним почти нет:
У пересечения с проспектом Науки карман заканчивается. Кто по проезжей части, кто по переходу, преодолевают этот перекресток, и движутся в разных направлениях:
- путь по улице Верности налево приводит к Пискаревскому путепроводу и далее в сторону Охты,
- грунтовые дорожки Пискаревского лесопарка ведут к проспекту Непокоренных и дальше к площади Мужества, Кушелевскому путепроводу и Новороссийской улице.
Я же еду по пустынной, благодаря перегородившей ее стройке, улице Верности направо, в сторону дома:
P.S. Хоть я тут и пишу о косяках и проблемах этой велодорожки, не думайте, что она получилась совсем уж отстойной, и что это был просто проект по закапыванию денег. Это не так. Дорожка получилась вполне приличной. И мне она нравится. Надеюсь, что это тоже было заметно на фотографиях. А вся критика направлена только на то, чтобы она оставалась такой же удобной, как была построена, а если возможно - то становилась еще лучше.
P.P.S. Пытался мыслить более-менее реалистично, поэтому в посте не оказалось места для еще одного желания. Мечтаю о том, чтобы дорожка стала вообще непрерывной. Чтобы на перекрестках со всеми этими проспектами - Культуры, Светлановским, Гражданским, появились специальные велосипедные переходы. Предпосылок тому есть, как минимум, две. Во-первых, такие велопереходы - не фантастика, они уже существуют, во всяких Европах и цивелозованных Азиях. Во-вторых, большинство велосипедистов все равно проезжают эти перекрестки верхом, и кажется, что проще построить специальные переходы, чем приучить всех спешиваться на перекрестке.