Гражданскую АПЛ планируют использовать для поиска полезные ископаемые подо льдами Арктики.
"Подводный комплекс сейсморазведки разработан ЦКБ "Рубин". Это гражданская атомная подводная лодка, только вместо пусковых установок у нее шахты с роботизированными комплексами, автономными необитаемыми подводными аппаратами, которые обеспечивают сейсморазведку, поиск любых полезных ископаемых", - объяснил Литвиненко на форуме "Арктика - территория диалога".
Подробнее тут.
Считаю, не лишним будет напомнить интересующимся темой применения атомных подводных лодкок на просторах Арктики в мирных целях, о следующем:
Переоборудовать боевые АПЛ в транспортые ЦКБ "Рубин" пытался еще в 1999г.
Точнее, на полном серьезе, по проекту велось следуюеес:
- проектно-конструкторские проработки по определению архитектурно-конструктивного облика транспортной АПЛ, кнструкции грузовых трюмов и способов грузовых операций;
- научно-исследовательские изысканияпо определению ледовой проходимости АПЛ, ледовой и навигационной обстановки на маршрутах перехода АПЛ, способов движения и конструктивов АПЛ для повышения эффективности преодоления ледовых полей;
- технико-экономические проработки и обоснование экономической эффективности морской транспортной системы с применением АПЛ.
Основная задача проекта и пути ее достижения в части ледовой проходимости и ледового плавания наглядно продемонстрированы ниже на сканах отдельных страниц:
1. Основная задача
2.Обеспечение эффективности ледового плавания транспортной АПЛ и способы преодоления ледовых полей...
.
3.
4.
5.
Изложено красиво, "а куда деть глубину?" - доносится голос уважаемого эксперта по Арктике из далекого 2000 года...
“Можно плавать подо льдами, если глубины большие”, - считает начальник штаба морских операций западного района Арктики Николай Бабич. Однако он сомневается в том, что лодки смогут легко маневрировать в мелководных северных морях у побережья.
Чукотское море. Глубины 50-60 метров. При этом надо учитывать осадку льда, подторосы или кили торосов опускаются в глубину до 15-20 метров. Остается просвет между льдами и морским дном местами также метров 20. А подводный корабль типа “Тайфун” (который так понравился РАО “Норильский никель”, очевидно из-за названия), теоретически наиболее приемлемый для грузовых перевозок, т.к. самый вместительный, имеет высоту 30 метров.
Море Лаптевых. Глубины в 20 метров простираются на север местами на сотни миль. В устье реки Лена глубина всего 8 метров. Лодка встанет в 70 милях от берега, т.к. даже по воде не сможет подойти к берегу. Как передавать груз? Наверное, вертолетами, которые «рубиновцы» разместят на палубе лодки.
Порт Певек. В него не зайти, т.к. там глубина 10 метров на входном створе. А даже у небольшой лодки осадка 9 метров. Если вдруг прижмет льдом, то лодка упрется в дно как бревно - “топляк”.
В Дудинке тоже глубина 10 метров, и в Обскую губу не зайти по той же причине.
Вообще все причалы по всей линии СМП не приспособлены для принятия лодок. Их пришлось бы реконструировать, что крайне дорого. А при объеме перевозок в 3 тысячи тонн - реконструкция и лодок и пути не окупиться никогда, считает Николай Бабич.
Ссылка на публикацию в СМИ тут6.Положительные выводы проекта конечно же не заставили себя долго ждать
Размещать в посте остальные скрины листов проекта, не относящиеся к ледовому плаванию, также с указанием подписантов, исполнителей и руководителей сего проекта, думаю, будет не уместно. История и так знает своих героев. Данный проект остался только в памяти немногих и на бумаге (которая, как известно, все стерпит), ну и слава богу. Предполагаю, дело не дошло даже до отправки обращения в Правительство РФ с приложением проекта, как замышлялось...
Желаю успехов всем так или иначе задействованным участникам в достижении поставленных задач по теме поста!