Порой бывает очень смешно наблюдать, как “наши западные партнеры”, в лучших традициях анекдотов “про Штирлица” сами себя выдают. Наиболее часто это проявляется на крупных коммерческих контрактах, касающихся фундаментальных основ экономики. Например, чьи, российские, европейские или американские, самолеты будут возить основную часть мирового турпотока в отпуск на пляжи у теплых морей, в целом не особо важно. Цены на билеты все равно останутся примерно теми же самыми. Другое дело, когда речь заходит о сырье или энергоносителях. Формально, газовой турбине электростанции тоже не сильно важно, чей, российский, норвежский, катарский или какой-нибудь местный газ в ней станут сжигать, другое дело по какой цене он достанется. И вот с этого момента начинается самая интересная часть международного преферанса.
Каждый раз, как только у кого-нибудь на Западе возникает желание сбить себе закупочную цену, немедленно возникают громкие стенания на тему защиты свободы конкуренции и недопустимости использования коммерции в политических целях. Вот и в этот раз, в истории с трубопроводом “Северный Поток 2” в Европе затянули “старую песню о главном”. 22 июля 2016 года, после долгой эпопеи оценок и перепроверок, длившихся аж с декабря прошлого года, польское Управление по вопросам конкуренции и прав потребителей (UOKiK) наконец заявило, что не может одобрить реализацию проекта Nord Stream 2. На том основании, что он, де, “может привести к ограничению конкуренции на газовом рынке”, а предусмотренное для его реализации создание совместного предприятия обернется “дальнейшему укреплению рыночной власти компании (подразумевается, естественно, Газпром - прим. мое) по отношению к польским клиентам”. Приведет ли - точно неизвестно, но может, а значит лучше “запретить и не пущать”.
Забавными тут являются ровно два момента. Первый начинается с того, что юридически UOKiK к проекту СП2 не имеет ни малейшего отношения. Трубопровод пройдет по тому же маршруту, что и СП1, из России, сразу в нейтральные воды и дальше по дну Балтийского моря прямиком до Германии, не затрагивая ничьих больше суверенных территорий. А федеральное антимонопольное ведомство Германии (Bundeskartellamt) проект уже согласовало и одобрило приобретение европейскими партнерами долей в будущем СП Nord Stream 2 AG. Так что запрос в Польшу это просто дипломатическая вежливость. Точно такие же запросы были направлены во все балтийские государства, мимо которых, пусть и в строго нейтральных водах, пройдет труба. Другое дело, что их решения никто вообще не принимает в расчет. Их даже падкая на сенсации пресса нигде не опубликовала. Даже очень против нас предвзятая. Честно говоря, польское вето тоже не так чтобы вызвало ужас и панику. Как сообщило “Радио Польша”, со ссылкой на Sueddeutsche Zeitung, в окрестностях немецкого города Грайфсвальд, где российская труба выйдет из балтийских вод на сушу, продолжаются инженерные работы по поиску наиболее выгодного и удобного места, заказанные для проекта трубы уже изготовлены и получены, а тендер на их прокладку полностью расписан. Таким образом, поляки оказываются в роли той собаки, которая яростно лает на идущий мимо караван.
Маршрут трубопровода "Северный Поток - 1"
Однако, вместе с этим, у расклада существует второй момент. Яростно требуя не смешивать коммерцию с политикой, как раз именно этим поляки и занимаются. Хотя, не они одни. Например, “прибалтийские тигры” тоже заявили, что реализация СП2 окончательно и бесповоротно подрывает их собственные СПГ-проекты, тем самым возвращая мрачные времена тотальной газовой зависимости от России.
И ведь не врут. Российский трубопроводный газ оказывается более чем в 1,5 раза дешевле норвежского сжиженного и почти в 2,3 раза дешевле американского. Впрочем, США уже заявили, что предпочитают направлять свой газ на значительно более выгодный азиатский рынок. Под это дело Америка даже вложилась в расширение пропускной способности Панамского канала. Но кого тут интересуют те американцы, когда срочно требуется найти политическое оправдание экономического фиаско такого красивого и широко распиаренного проекта, как, например, литовский плавучий СПГ-терминал с гордым названием “Независимость”? Кого-то же надо назначить виновным за то, что обладая мощностью хранения в 3 млрд. кубометров, он реально прокачивает только 540 млн. кубов, т.е. работает на 1/6 своей мощности. Почему? Так даже под давлением закона, обязывающего литовских потребителей покупать не менее 60% своего объема у “Независимости”, что обходится им без малого вдвое дороже, чем брать у Газпрома, больше газа продать все равно не получается. Идея превратить Литву во второй Катар умерла так толком и не родившись. В том году российский газ стоил 265 долл за тыс. кубов, в то время как “литовско-катарский” обходился не менее 480...
Полный текст статьи можно прочитать на сайте
ГЕОЭНЕРГЕТИКА