Майдан в Армении должен выгореть сам, как и на Украине

Aug 01, 2016 15:38



Заявление американского посольства по поводу происходящего сейчас в Армении окончательно показало полное сходство армянских событий с украинским майданом. Мелкие тактические различия несущественны. Главное, Западу удалось раскачать ситуацию и довести ее до прямого противостояния народа и государства. Причем, американцы отрабатывают хорошо себя проявившую на Украине стратегию связывания рук официального правительства. Судя по тому, что полиция и армия до сих пор не получили приказа на жесткое подавление беспорядков, эта стратегия успешно работает. И есть высокая вероятность того, что в Армении закончится все так же, как на Украине.

Американцам глубоко до фонаря собственные проблемы армян, их интересует максимально широкая реализация плана "Глобальное обрушение", который они продвигают с 2006 года. Почему Армения? Потому что, в первую очередь, атакам подвергаются ключевые для России регионы. На юго-западном направлении это была Украина. На Кавказе это Армения.

Среди некоторой части либеральной российской общественности уже появились высказывания о том, что в происходящем в Армении опять виновата сама Россия, не на тех делавшая там основную ставку. Мы якобы совершенно забросили работу с армянской оппозицией, потому сейчас не имеем в ее среде никаких точек опоры. Вот только они почему-то не могут внятно объяснить - на кого там, в оппозиции, вообще можно опираться? А не могут именно потому, что совершенно не понимают главных причин происходящего - почему, в конечном счете, в этом пиковом положении оказываются все периферийные постсоветские республики?

Попробуем объяснить на примере Армении. Хотя, в целом, все сказанное ниже в одинаковой степени отражает ситуацию и в других республиках, разве что с небольшими поправками на местную специфику. Также отметим, что для большей понятности намеренно будут использоваться наиболее прямые, простые и утрированные формулировки. Реальный мир не везде такой жесткий, но иначе понять суть происходящего, как оказалось, у многих не выходит. Итак.

Давайте будем честными перед самими собой. Армения это государство-лимитроф. В современных политических и экономических реалиях она не имеет перспектив самостоятельного развития. Раньше были времена глобальной геополитической стабильности, позволявшие таким странам в свою пользу играть на противоречиях интересов грандов, сохраняя внешние атрибуты независимости. Впрочем, даже тогда они сохранялись лишь потому, что это, в общем, совпадало с интересами ведущих геополитических центров силы.

В 1991 году мир изменился. И продолжил меняться на протяжении последующей четверти века. Глобальные игроки стали двигать линию баланса сил. Тем самым сужая лимитрофам пространство для маневра. Если, скажем, в конце XIX или в начале ХХ века у них существовали варианты в своей политике "ориентироваться" на разные центры силы, на Великобританию, на Францию, на Австрию, на Турцию, на Россию, на США, на Германию, на Италию, то сегодня в мире есть всего три полюса. Два относительно больших (Россия и США) и один нарастающий (Китай). Последнее означает проявление Пекином растущей активности на международной арене, но пока все больше экономической, чем геополитической. Это Россия может прислать военную помощь, включая бомбардировщики, правительству Сирии, Китай пока подобного уровня не достиг, но уже к нему стремится. Европа свою субъектность быстро утрачивает и фактически превращается в приз, который достанется победителю.

Китаю, чтобы окончательно утвердиться в роли мирового гегемона, необходимо обрести надежный источник сырья и достичь более высокого технологического уровня, чем у него имеется сегодня. Это предопределяет взаимный интерес российско-китайского сближения. В случае формирования прочного союза между Пекином и Москвой, у США не остается шансов. Европа окончательно оказывается во власти экономического и политического доминирования Евразии. Америка в этом случае безоговорочно скатывается до уровня только региональной державы. И еще хорошо, если она сумеет на нем удержаться, так как весьма значительными становятся шансы ее собственного территориального распада. Богатые штаты, вроде Техаса, уже давно задаются вопросом о целесообразности содержания нахлебников, вроде Канзаса и прочих дотационных регионов. Так что, если количество денег резко уменьшится, дело очень даже может дойти до выхода ряда территорий из состава США.

Уже очевидно, что предотвратить этот сценарий полностью - Вашингтон не в силах. Это лишь вопрос времени, и еще, пожалуй, - варианта реализации. В худшем случае для Америки Россия не просто сближается с Китаем, а еще реализовывает свой интеграционный проект ЕАЭС, благодаря которому приобретает дополнительный вес, компенсирующий разницу в денежных масштабах экономик двух стран. Учитывая перспективу занятия 40-50% энергетического рынка Европы, такое неизбежно создаст силу экономической гравитации, в конце концов, затягивающей страны ЕС на российскую орбиту. Учитывая явно ненулевые перспективы распада Евросоюза, очень скоро может оказаться так, что вместо общей экономики в $14 трлн., России, с ее $2,5 трлн. будут противостоять только отдельные государства Европы: Германия ($2,7 трлн.), Франция и Великобритания (по $1.9 трлн.), Италия ($1.6 трлн).

Легко увидеть, что по отдельности они все далеко не так сильно превосходят российские масштабы. Если не сказать больше. Это способно кардинально изменить весь ход глобальной партии геополитических шахмат. Например, сегодня, являясь членом ЕС, Польша может как-то там блокировать проекты вроде СП-2, а вот в новой реальности она, со своим ВВП в $0,71 трлн., сильно потеряет в степени международного влияния. Не говоря уже про Бельгию ($0,36 трлн.), Австрию ($0,3 трлн.) или Латвию ($0,03 трлн.). Китай, в его нынешнем положении, дотянуться до Европы может только через Россию, что еще больше увеличивает российский геополитический вес, а, значит, усиливает факторы, вынуждающие европейцев на сближение, а потом и на интеграцию с РФ.

Будучи не в силах "закат Солнца" отменить, США стремятся сей процесс как можно дальше отсрочить, максимально реализовав наработки по старому стратегическому плану "Анаконда". Если регионы все равно отойдут русским, то достаться им они должны в максимально разоренном и дестабилизированном состоянии. В идеале - доведенными до всех возможным форм открытых конфликтов. Национальных. Социальных. Территориальных. Любых. Чем глубже, принципиальнее и запутаннее они будут, тем лучше. Крайне желательно еще и обеспечить максимального глубокое обрушение социально-экономической инфраструктуры.

Чтобы России требовалось не только мирить поссорившихся людей, но еще и восстанавливать мосты, дороги, электростанции, дома, водокачки и тянуть магистральные газопроводы. Все это очень дорого, а значит надолго свяжет далеко не безграничные российские ресурсы, тем самым резко сократив возможности РФ на международной арене, а, значит, ослабит российско-китайский союз. Тем самым облегчая для США неизбежное противостояние с Китаем. А то и, глядишь, удастся создать в российской зоне интересов такое количество проблем, что решая их русские просто надорвутся. С перспективой возврата к дестабилизации РФ уровня 90-х годов ХХ века, которую Вашингтон точно попытается довести до состояния полного территориального распада России как единого государства.

Собственно, этой цели подчинены все действия США начиная с 2006 года. Конфликт в Грузии, приведший к войне 08/08/08. Болотная в 2012. Украина в 2014. И даже Турция сейчас. Все это - узловые болевые точки России. Армения - аналогичная точка на Кавказе. Это отвечает на вопрос, почему и в Армении дело дошло до майдана, несмотря на отсутствие в событиях яркой антироссийской направленности. Она там есть, только выражена в менее наглядной форме.

Еще раз повторюсь, Армения - типичный лимитроф. Она маленькая, бедная и фатально зажата между границами зон влияния грандов, что полностью исключает всякую дальнейшую возможность ее самостоятельного развития. Так уж устроен мир. Можно сколько угодно жаловаться на мокроту дождя, но самому дождю все эти жалобы совершенно безразличны. Политика есть производная от экономики, а экономически у Армении существует всего три варианта развития событий: встроиться в российскую систему, встроиться в американскую систему или оказаться смытой исламским миром, потому что без этого экономически слабая христианская страна не имеет шансов интеграции в исламский мир. В любом его виде, что сближения с Турцией и/или Азербайджаном, что сближения с монархиями Ближнего Востока, что в любом другом, включая ИГ. Это же, кстати, напрямую завязывает на внутриармянскую стабильность и положение в Нагорном Карабахе.

В существующем виде экономически Армения наиболее сильно сотрудничает с Россией. Армянский ВВП в 2015 году составил $10,56 млрд., которые примерно на 40% формировались внешней торговлей, треть из которой прямо приходится на Россию. И еще примерно 20% ВВП создают переводы ее граждан, официально или не очень работающих в России. Таким образом, вполне понятно, что экономически Еревану выгодно наращивать дальнейшую интеграцию с Москвой, но геополитически это неизбежно приведет к поглощению Армении Россией. В буквальном смысле этого слова. Экономика, она такая, штука бездушная, всегда стремится к минимизации любых издержек. Если две страны между собой активно торгуют и тотально друг от друга зависят, то зачем сохранять дополнительные издержки на границы, таможни и все такое прочее? С перспективой полного вхождения РА в состав РФ на правах обычного региона.

Для армян, как нации, как народа, это было бы наиболее выгодным и оптимальным решением. Но, увы, население сей факт признавать категорически не желает. Они, как дети малые, хотят сохранения "независимости" любой ценой, даже вопреки законам экономики, логики и здравого смысла. Вот хочу независимой Армении и хоть трава не расти! Интеграцию в Россию они понимают только как "все пропало, конец армянской самобытности". "Простой народ" в этих сложных экономических и геополитических категориях не разбирается и разбираться не желает, потому, сам того не замечая, он поддерживает попытки национальных элит страны сопротивляться "русскому притяжению". А так как сегодня вариантов особо нет, то все это сопротивление в конечном счете выливается в попытку сблизиться с Западом. С небольшой разницей в векторах. Одни ориентируются на кого-то в Европе, другие - сразу на США.

В этом заключается причина раскола в местных элитах. Причем, сам раскол больше векторный, чем понятийный, так как сводится он только к вопросу "под кем надежнее сохранить свое доминирование в стране, как возможность и дальше на ней делать деньги". Отсюда возникает вторая причина - тотальное недовольство населения институтом государственной власти в целом. Какие, к черту, лидеры оппозиции? По своей сути они ничем не отличаются от официальных политиков. С той лишь разницей, что делить деньги намерены по другим карманам. Но менять в политико-экономической модели страны что-либо принципиально не желает никто. Да никто там на это и не способен. Потому и нам в их оппозиции выстраивать отношения просто не с кем. От слова - совсем.

Таким образом, в Армении сложились идеальные условия для реализации плана "Обрушение" по майданной схеме. Есть очевидный идейный и идеологический тупик, внятный выход из которого не может предложить никто. Есть углубляющийся экономический кризис, ведущий к массовому обнищанию населения и вызывающий у него прогрессирующее раздражение. Есть "простой народ", который мало в чем разбирается и еще меньше хочется разбираться, но готовый весьма эмоционально выплеснуть свое недовольство пусть даже в реально бесперспективной форме. Тем самым народное возмущение само собой канализируется в недовольство государством, как институтом. А примитивность суждений сваливает все в популистскую концепцию - виновата власть, ее надо снести. Вот как только "этих гадов выгоним" (а то и поставим перед народным судом), так сразу поля заколосятся, коровы задоятся, и потекут молочные реки в кисельных берегах, а все проблемы рассосутся сами собой.

Американцам осталось лишь закинуть в эту кучу навоза маленький комок обыкновенных дрожжей. Что, собственно, они и делают. Причем, это уже вторая попытка. До того они пытались запустить процесс в сентябре 2015, но тогда дело не задалось. Вы скажете, цинично и бесчеловечно? И будете совершенно правы. Только когда речь идет о выживании США, то в Вашингтоне собственная рубашка оказывается куда ближе к телу, чем какие-то там армяне в какой-то там Армении. Не уверен, что даже в их Госдепартаменте любой сотрудник с первого раза сможет показать на карте мире, где эта страна конкретно расположена.

Чем все закончится? Да, в общем, вариантов не много. Учитывая местную специфику и тягу к эмоциональности, есть неплохой шанс, что в конечном итоге все сдуется, как и в прошлый раз. Другой вопрос, что даже в случае успеха, правительство Армении не в состоянии выйти из позиционного тупика. Варианты успешного вывода экономики из кризиса отсутствуют, равно как и нет у него достаточной политической силы загнать "под лавку" всю оппозицию. Впрочем, даже в таком случае действующее правительство продолжит пытаться дистанцироваться от России ради сохранения своей максимальной "независимости". Так что трясти там будет до тех пор, пока не сломается по украинскому варианту. Разве что без националистических сказок про историю возникновения Черного моря. Но стране и народу от этого вряд ли станет легче.

А главная печаль заключается в том, что предотвратить этот сценарий объективно невозможно. Оно, как и на Украине, должно выгореть само. Тем более что Армения не имеет непосредственной границы с Россией, что значительно осложняет положение. Это жестоко, но, к сожалению, любые другие варианты еще хуже.

гражданское общество, Россия, Армения, геополитика, происшествия, комментарий, анализ

Previous post Next post
Up