В американском массовом издании The New York Times вышла, по американским меркам, громкая статья. Ее автор категорически заявляет, что Вашингтон практически исчерпал потенциал своих санкций. На геополитических противников, даже таких крупных, как Китай и Россия, давать оказывается больше нечем.
Да и введенные ранее односторонние санкции против России «уже не являются эффективными». В этой связи администрации США «надо срочно что-то придумать». И, похоже, она придумала: министерство торговли США объявило о начале расследования на предмет соответствия экономики России статусу рыночной, предоставленной ей в 2002 году.
Основанием послужило заявление от производителя удобрений CF Industries Nitrogen и его дочерних компаний на якобы имеющий место заведомый ценовой демпинг со стороны импортных российских жидких азотных удобрений (карбамидо-аммиачной смеси, КАС).
Как-то внезапно для американских бизнесменов оказалось, что русские «научились вести бизнес». Не просто через взятки, а методически правильно, с выстраиванием эффективных бизнес-процессов, оптимизацией издержек и рационализацией логистики. К тому же Россия располагает достаточно обширными собственными запасами сырья, что стимулирует производство к формированию вертикально интегрированных компаний, обеспечивающих хорошие условия для снижения цен при одновременном росте прибыли.
В результате чего Россия, в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира The IMD World Competitiveness Ranking, поднялась с 50 на 45 место. И хотя США в нем занимают десятое, в целом ряде отраслей американский бизнес начал проигрывать российскому.
Не так чтобы глобально и подавляюще, но по данным Independent Commodity Intelligence Services, в 2019 году Россия занимала в США долю рынка фосфатных удобрений объемом в 31%. Это при том, что десятью годами ранее эта доля не превышала 8-9%.
По деньгам это не так чтобы много. Российский импорт фосфатных удобрений в США за 2019 год составил 740 тыс. тонн с выручкой в 299 млн долларов. Если на то пошло, из Марокко удобрений в Америку привезли на 729 млн. Но сам факт…
К тому же найти, к чему у России серьезно придраться Вашингтону стало срочно надо. Если найти основания для отзыва статуса рыночной экономики, то министерство торговли США получает возможность пересчитывать стоимость производства российской продукции по им же самим принятым ставкам. Типа, как это стоит в нормальных экономиках рыночного типа.
Если итоги пересчета выйдут заметно дороже цены, по которой товар в Америку поставляют российский производитель, значит, экономика признается не рыночной, а предложение - демпинговым. На величину демпинга американская таможня получает право установить заградительные ввозные пошлины.
Этот прием удобен по двум моментам. Во-первых, его, по местным меркам, нельзя относить к каким-либо наступательным санкциям. Тем более, заявлять о политизированности их введения. Чистой воды «законная защиты отечественного производителя» строго в рамках норм ВТО.
Во-вторых, сама процедура проверки такова, что легко позволяет получить в итоге результат «какой надо». Официально оценка степени рыночности конкретной экономики Минторгом США производится на основании шести параметров:
- степень конвертируемости валюты иностранного государства в валюты других стран;
- степень, в которой ставки зарплаты в стране определяются путем свободных переговоров между работником и работодателем;
- степень, в которой в стране разрешены иностранные инвестиции и совместные предприятия;
- степень госсобственности или контроля над средствами производства;
- уровень госконтроля за распределением ресурсов и за решениями предприятий о ценах и выпуске продукции;
- другие факторы, которые регулятор посчитает необходимым.
Стоит ли удивляться, что по таким правилам и результат у министерства торговли США выходит обычно «каким надо»? Тем более что в ВТО как раз сейчас его оспорить невозможно. Орган, предназначенные для рассмотрения подобных споров в рамках механизма ВТО, вот именно в данный момент недееспособен по причине критичного некомплекта судей. Одни выбыли по возрасту, у других истек срок полномочий. А утверждение новых блокируется как раз Америкой.
Так что своего американский минторг, вероятнее всего, добьется. Это лишь вопрос времени. Другое дело, России дальше просто ждать очередной гадости «от нашего зарубежного партнера» или, наконец, самой задуматься о целесообразности сохранения членства в ВТО и переводе структуры экономики на оптимальную схему работы вне международной торговой организации?
В начале нулевых ВТО нам требовалось до облегчения доступа к американскому и европейскому рынкам. Сейчас мы находимся в условиях санкций, которые не отменятся никогда. Что вынуждает Россию осваивать другие рынки, где нормы ВТО существенного значения не имеют.
Об этом говорится уже не один год. Так может Вашингтон сам предоставил удобный повод перевести дело из теоретических разговоров в конкретные практические действия?
Источник:
РУССТРАТ