Турция пытается вернуть статус центра Евразии

Jan 22, 2021 09:00





Директор Железных дорог Исламской Республики Иран Саид Расули официально сообщил  о подписании с Турцией трех новых соглашений о железнодорожных  перевозках, которые фактически меняют не только ближневосточный мир.

Иран  принято считать одним из четырех центров силы, непримиримо  конкурирующих за лидерство на Ближнем Востоке, в сущности, похожем на  постсоветское пространство, только возникшее по итогам Первой мировой  войны на территории бывшей империи Османов.

Оставшаяся после ее  распада Турция, с Ираном традиционно жестко конкурировала. В ряде  случаев эксперты предсказывали даже перспективу прямого вооруженного  столкновения между ними. Тем важнее заключенные соглашения.

Для  Тегерана они означают постепенный выход из западной изоляции. Но гораздо  больший смысл они имеют для Анкары. В новом мире «без гегемонии США»,  Турция приступила к реализации линии на «собирание земель евразийских» в  качестве прямой альтернативы  российскому варианту этого проекта. Грубо говоря, вопрос ставится  достаточно прямо - через кого пойдут все основные сухопутные магистрали,  через земли русских или турок?



Анкара пытается протолкнуть второй  вариант, стремясь замкнуть на него «37% мировой торговли». Понятно, что  с точкой отсчета Турция несколько перегибает палку. Во-первых, не всей  мировой, а только торговли между Китаем и Европой. Во-вторых, 97% ее  объема продолжает идти морем. Китайский проект «Пояса и Пути» исходит из  возможности расширения сухопутной логистической доли примерно до 8%. И  все они только по одному маршруту не пойдут точно.

Но даже если  Эрдоган сумеет замкнуть на себя хотя бы половину этой цифры,  геополитическое значение Турецкой Республики кардинально поднимется с  уровня «южной пристяжной в европейской упряжке» геополитически сильно  деградировавшего НАТО до практически одного из ведущих центров сборки  новой геополитической конструкции взаимодействия всех евразийских  государств. Особенно после того, как Китай углубится в процесс  закукливания внутри только что им созданного Всестороннего регионального  экономического партнерства.

Словом, вместо того, чтобы тягаться с  соседями «величиной своих танковых батальонов», Анкара тихой сапой  занялась переформатированием экономического фундамента международных  отношений в регионе. Позиционируя себя уже как центр сборки, причем для  всех традиционно понятный, учитывая более шести сотен лет совместного  существования в рамках одного государства (Османская империя 1299-1923  год).

Источник: РУССТРАТ

Ближний Восток, Турция, геополитика, транспорт, Иран

Previous post Next post
Up