На первый взгляд, новость о том, что газовоз "Кристоф де Маржери" завершил первый январский рейс по доставке партии сжиженного природного газа (СПГ) в восточном направлении Северного морского пути (СМП) без сопровождения ледокола, особого интереса не вызывает. Кого может удивить российский газовоз, идущий с Ямала с грузом СПГ? Но все меняют детали.
В северных широтах, за исключением очень особых случаев, раньше конца февраля - начала марта навигация не начиналась. Так что завершение первого рейса еще практически в середине января уже необычно.
Впрочем, учитывая скачек рыночных цен до 1 тыс. долл за тысячу кубометров газа на азиатских рынках, нарастить туда поставки является правильным шагом. В 2019-2020 годах со своей «сланцевой революцией» США сильно взбаламутили рынок. Сбив с толку не только журналистов, но и серьезных трейдеров, решивших, что теперь цену ресурса на мировом рынке всегда будет определять спот.
Теперь, когда американские «сланцы» очевидным образом сдулись, и основные поставщики на время поставки сократили, стало понятно, что чуда не случилось. На спотах продаются только излишки, образующиеся в результате вольных или невольных ошибок долгосрочного планирования.
Так было, так есть, и так будет всегда. А любые перекосы потом, по принципу маятника, ведут к возвращению, так сказать, к истокам. К тому же еще погода оказалась холоднее обычного. В результате, вуаля, и котировки на газ подскочили сразу на 32%.
А некоторые трейдеры, вроде Trafigura, и вообще выставили предложение на поставку СПГ в январе по 1278 долл за тысячу кубов! И знаете что? Оно тоже нашло своего покупателя! Вот и потянулись в Азию танкеры с российским газом, наплевав на календарные традиции.
Что также удивительно, газовоз "Кристоф де Маржери" дошел до траверза мыса Дежнева, считающегося официальным восточным окончанием СМП самостоятельно, без ледокольного сопровождения.
За 10 суток и 21 час пройдено 2474 морских мили (4,5 тыс. км), и доказано, что новые российские газовозы арктического класса способны продлить активную навигацию по СМП еще на 2 месяца, оставляя всего-ничего до достижения главной цели проекта - полностью круглогодичного судоходства по северной морской магистрали России.
Это важно не только локально для России. Развитие судоходства по Северному морскому пути означает формирование альтернативной морской логистической магистрали, вместо подконтрольного англосаксам и вечно забитого судами Суэцкого канала.
И то и другое, безусловно, не может не радовать.
Источник:
РУССТРАТ