Трамп или Си: кто больше вынесет макулатуры?

May 19, 2019 16:44





Для победы в торговой войне с Китаем президент США готов рискнуть стабильностью мировой экономики.

Это было бы смешно, не являйся оно логичным и... печальным. Торговые  переговоры с Китаем Трамп ведет уже практически два года без  сколько-нибудь существенного практического успеха. Все это время спор  двух хозяйствующих субъектов для всех прочих носил преимущественно  развлекательный характер.

Главный американец придумывал меры давления, китайские товарищи почти  тут же находили способы их парирования. Мировой рынок от этих игр  несколько штормило, но не так чтобы особенно. Казалось, шоу может  длиться вечно, однако Трамп, похоже, решил задействовать красную кнопку,  после которой не смешно станет уже всем. Впрочем, решить и суметь -  далеко не одно и то же.

Причиной торговой войны США с Китаем являются деньги. Из 910 млрд долларов общих внешнеторговых убытков  (26% от совокупного оборота и 72,8% от экспортной выручки)  375 млрд  формирует Китай. Попытки его прогнуть лихим кавалерийским налетом, как  Вашингтон это проделал с Мексикой и Канадой, успеха не имели. Китайские  товарищи неизменно вежливо улыбались, со сложностями соглашались, в  трудное положение входили, и даже выражали готовность немедленно купить  весь дополнительный объем энергоносителей и продовольствия (особенно  бобов и кукурузы), которые Америка сумеет предложить, но идти на  односторонние уступки категорически отказывались.



Два раунда введения таможенных санкций к ожидаемой капитуляции Пекина  не привели тоже. Китай, чуть-чуть запоздав в первом туре, ко второму  подошел с готовым планом контрмер, каковые немедленно ввел в действие,  полностью зеркально купировав убытки.

Война начала походить на плохой анекдот. Дополнительные поступления в  казну не покрывали экономический ущерб от сокращения объемов взаимной  торговли. Да и вообще, сложно махать санкциями, когда, скажем, 56%  экспорта американских соевых бобов (важнейшей сельскохозяйственной  культуры в национальной экономике) идет в Китай и больше продавать их  некому. Уже в июне 2018 года торговое бодание с КНР обвалило рынок США до минимальных значений за последние пять лет, обернувшись для американских фермеров убытками.

В сумме по всем позициям США потеряли 33,5% экспортной выручки, Китай  - только 17,1%. Судя по всему, не сработает и идея обложить новыми  пошлинами в 25% весь китайский импорт в США. Она способна принести  Америке от 50 до 120 млрд дополнительных "штрафных" поступлений в казну.  Однако Поднебесная анонсировала свой ответ Дональду, компенсирующий до 60 млрд долларов потерь.

Дальше простая математика. Средняя рентабельность американской  торговли с Китаем находится у отметки в 16-18%. При объеме в 133 млрд  долларов, это, грубо, дает 23,94 млрд долларов балансовой прибыли. То  есть компенсировать их из прибыли ради сохранения уровня цен американцы  не могут. Разница сильно растет, из-за чего объемы продаж сильно  падают.

Средняя рентабельность китайской торговли с США, за счет  преимущественно высокотехнологичных товаров, по ряду источников  превышает 27 и доходит даже до 32%.  Стало быть «грязными» китайцы в  Штатах зарабатывают порядка 152 млрд долларов в год.

Понятно, что терять из них 100 млрд не особо хочется, и часть санкций  китайцы на американского потребителя все равно перекладывают, однако  рост цен в итоге ниже, потому и темп падения продаж ниже.

К тому же из взятых у американцев 60 млрд дополнительной пошлины на  границе, Пекин львиную долю возвращает китайским экспортерам в виде  субсидий. Так что фактические потери сокращаются на половину даже в  самом худшем случае, а то и вообще до нуля в идеале. Тогда как продажи  сохраняются, ибо заменить китайский импорт американцам чаще всего  оказывается некем.

В общем, в целом на круг красиво выглядящая в СМИ торговая война с  Китаем все больше напоминает позиционное стояние на фронтах Первой  мировой в Европе. Артиллерия месяцами превращает позиции в лунный  пейзаж. Огромные расходы, много грохота, дым, пыль, гарь, а толку чуть.  Переговоры длятся два года и с мертвой точки не сдвинулись.

После прочтения очередной версии  китайского предложения возмущенный Трамп решил прибегнуть к следующему  козырю. Как сообщило агентство Bloomberg, президент США призвал подключиться к торговой войне  с Китаем ФРС. По мнению хозяина Белого дома, Пекин, чтобы выжить,  станет расширять эмиссию юаня и снижать процентные ставки. Федеральный  резерв обязан зеркально "соответствовать этому". Тогда Америка якобы  победит, и Китай захочет скорейшим образом заключить сделку в трактовке  Трампа.

Тем самым Овальный кабинет, почти по-киношному, занес руку над  большой красной кнопкой. В мировом финансовом обороте доллар в 2018 году  (по данным SWIFT)  занимал 42,63%, тогда как китайский юань - всего 1,24%. При одинаковой  монетарной политике возможности США по объемам выпуска макулатуры  превышают китайские.

К тому же 90% оборота юаня приходятся на сам Китай, тогда как больше  60% долларов находятся за пределами США. При одинаковом размере доли  допечатанных необеспеченных денег, на непосредственно американской  экономике скажется лишь 40% вызванного ими инфляционного негатива, тогда  как по китайской он ударит почти полностью.

Это в теории. Практика выглядит малость сложнее. Являясь элементом  общей взаимосвязанной системы мировой экономики, новый запуск  количественного смягчения, да еще сопровождающийся снижением учетной  ставки ФРС назад к околонулевым значениям, неизбежно стронет и другие  валюты мира. Прежде всего, евро, также сильно зависящий от положения  финансового баланса как с долларом, так и с юанем. В результате полной  разбалансировке подвергнется вся мировая экономики. Учитывая множество  накопившихся в ней взрывоопасных пузырей, полыхнуть может более чем  серьезно у всех.

Понимает ли это Трамп? Определенно да. Однако, как любой шантажист,  он убежден, что его противник последствий боится больше, потому уступит  давлению, чтобы не доводить до риска практической реализации угрозы. Так  что пистолет достаточно просто показать. Стрелять из него не придется.  Наверное.

Это очень опасная стратегия, так как в любой момент может поставить  игрока в положение вынужденно реагирующего на вышедшие из-под контроля  события.

Это покажется парадоксом, но тут радует факт застарелого противостояния  ФРС и Белого дома. По мнению нового главы Федрезерва Джерома Пауэлла,  монетарные власти сейчас должны проводить нулевую политику. То есть  ничего не менять в ставках, по меньшей мере, на протяжении года. И новых  денег не допечатывать тоже. Экономика США только-только с трудом  избежала рецессии и стабилизировала нормальный рост. Так что действовать  он намерен руководствуясь исключительно экономическими, а не  политическими соображениями.

Остается посмотреть, как на это отреагирует американский президент.  Юридически рычагов давления на ФРС у него нет. Что не исключает наличие  непубличного политического и лоббистского влияния. Сказав «А» он теперь  обязан, либо найти способ все свести к неверно понятой журналистами  шутке, либо обострить давление на ФРС. Иначе мизерность китайской  финансовой доли в мире обеспечит Пекину серьезное преимущество,  позволяющее компенсировать американские санкции полностью, чем свести к  нулю все ранее достигнутые Трампом успехи даже на внутреннем медийном  поле.

Рискнет ли он пойти на такие шаги до окончания перевыборов в 2020 или  дело сведется к громкому свистку в Твиттере, покажет ближайшее время.  Но сам факт перехода к подобным угрозам является признаком нехорошим.

Специально для ИА REX

Китай, США, экономика, санкции, доллар, комментарий

Previous post Next post
Up