Интересный момент во взаимоотношениях людей и институтов

Nov 02, 2012 12:16

Называющий себя гражданином ожидает от государства защиты своих интересов. Называющий себя верующим ожидает от церкви утешения и морального лидерства. Те взамен требуют соблюдения законов и догматов.
Получая от государства в лице чиновников и силовиков минимум безразличие к своим интересам, а максимум - их нарушение (в виде, допустим, требований ( Read more... )

Leave a comment

alex_lakstigala November 3 2012, 08:20:43 UTC
Мне представляется, что ты серьезно упрощаешь.

Во-первых, ругань - чисто эмоциональная реакция на произошедшее, а посему ругающийся не может быть "прав" или "неправ", это рефлекс.

Рефлекс такого же рода, как и ориентация на доминирующих особей. Это встроенный видовой биологический инструмент, не предусматривающий особенной работы сознания. Следовательно, не подразумевающий развития - следовать ролевой модели, списанной с "доминирующей особи", очень легко, но это означает фиксацию статус-кво (и впоследствии деградацию и распад).

Человечеству пришлось "придумать" ролевые модели, не привязанные к доминирующим особям, "вне- (или над-) человеческие" для того, чтобы задать повышенные стандарты. А описанная тобой "обратная связь", на мой взгляд, маловысокоэффективна, ибо в ее основе - все те же ожидания: "вот получим мы более достойныю ролевую модель - и станем лучше". Впрочем, конечно, примеры достойного поведения общественно значимых людей всегда оказывали положительное влияние на общество - с этим не поспоришь. Кстати, в этом обсуждении ваши с lawerta реплики прекрасно дополняют друг друга.

Reply

shisha_hwguy November 3 2012, 11:53:16 UTC
Я вполне сознательно упрощаю, т.к. исхожу из того, что когда речь идет про все общество целиком, не стоит рассчитывать на логику. Надо опираться именно на инстинкты. Ведь интеллект толпы, он всегда ниже интеллекта ее участников. А законы по которым функционирует общество, куда более похожи на законы толпы.

Насчет поднятия ценностей на более высокий уровень, я считаю, что это всегда происходило по большей части в элитах. И да, для элит конечно опираться на эмоции и инстинкты, это не правильно.

Reply

alex_lakstigala November 4 2012, 09:25:29 UTC
Ты, по-моему, упрощаешь чрезмерно:

Ведь интеллект толпы, он всегда ниже интеллекта ее участников.

Я не большой спец по социопсихологии, но сколько помню, Бехтерев в данном случае говорил о массовом психозе, а это лишь частный случай психологии толпы.

А законы по которым функционирует общество, куда более похожи на законы толпы.

И с этим сложно согласиться. Толпа - явление спорадическое, существующее в пределах куда более коротких временных рамок, чем общество. Общество, в отличие от толпы, состоит не только из индивидов, но еще из институтов и в т.ч. "внеличностных" - таких, например, как закон, коммерция или производственные отношения. "Закон толпы" (кстати, что это такое?) - лишь очень частный случай общесвтенных отношений, ИМХО.

Красивую цитату из Белинского о толпе приводит Wiki: «Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету»

Кстати, интересно, вы в геймдеве используете (моделируете) какие-нибудь поведенческие закономерности толпы или необходимости в этом не возникает? Недавно Ромка упоминал, что у них зарубили некий сюжетный ход, связанный с паникой.

Reply

shisha_hwguy November 4 2012, 11:35:12 UTC
Возможно и чрезмерно упрощаю. Но попробую объяснить, почему я так делаю.

Я исхожу из того, что человек в длительной перспективе не способен сопротивляться давлению окружения. Исключение составляют лишь маргиналы, изоляционисты и элиты, которые минимизируют круг общения сводя его к себе подобным, тем самым сводя давление к минимуму. Возможно есть и другие группы людей, которые поддерживают самоизоляцию, тогда для них написанное тоже будет верно.

Перечисленные группы как раз способны генерировать собственный вектор развития. И если по какой-то причине, этот вектор попадает на почву массового желания перемен, то идея получает массовую поддержку и воплощается в реальность. Но потом запал общества ослабевает и все опять приходит к желанию все усреднить.

В кризисных ситуациях, как-то войны, экономические потрясения и прочее, запрос на перемены генерируется чаще, поэтому и перетряхивания общества происходят чаще.

Но повторюсь, на мой взгляд, все это генерируется сравнительно небольшими группами людей, которые поддерживают некоторую долю самоизоляции, для поддержания возможности не следовать в общем векторе.

--------------------------------------

Теперь по поводу социальных институтов. Здесь уже я с тобой не соглашусь, что они не связаны с инстинктами.

Армия - это инстинкт нападения и подавления.
Полиция - это инстинкт защиты.
Суды и законы - это чувство справедливости - то же инстинктивная штука, хотя конечно более логичная.
Образование - это желание дать детям большее - по сути инстинкт продолжения рода.

Поэтому мне кажется, что тот факт, что большинство социальных институтов существует уже очень давно, и развивалось очень схоже, в разных частях света, как раз доказывает, что их природа идет от базовых инстинктов человека, а не из сложных логических конструкций.

--------------------------------------------------

Насчет игр, все это конечно имеет некоторое применение, но с той оговоркой, что игру покинуть куда легче, чем страну. Грубо говоря, ММО игры куда более похожи на сотовых операторов, чем на страны. Если тебе что-то не нравится, ты всегда можешь уйти в другой проект. По понятным причинам со странами подобное сделать в разы сложнее.

--------------------------------------------------

Возвращаясь к теме твоего поста. Я согласен с тем, к чему ты призываешь. Что человек должен начинать изменения с себя. Но мой жизненный опыт показывает, что подобная позиция работает только для небольшого процента людей у которых хватает сил на противоборство с обществом и некую самоизоляцию.

Но если мы говорим об управлении вообще, то я считаю, что уповать на написанное тобой, нельзя. Потому как общество инертно и следует за вожаками.

Reply

alex_lakstigala November 4 2012, 14:16:44 UTC
Что-то мы в какие-то эмпиреи забрались. По первой части твоего поста могу лишь заметить, что "агенты перемен" действительно, как правило, - обособленные группы, посыл которых подхватывает (или не подхватывает) критически значимая часть общества, так что тут мы мыслим примерно в одном направлении.

Насчет игр мне было интересно не то, пытаются ли разработчики применять на игроках методы, связанные с управлением толпой (понятно, что так или иначе пытаются, хотя бы в маркетинге, и не без успеха). Мне было интересно, не пытаются ли разработчики моделировать "законы толпы" при создании игрового мира, сеттинга, квестов и т.п. Или в ММО это нереализуемо/непродуктивно/неинтересно?

Теперь инстинкты и общество. Я не отрицал существования "социальных инстинктов" как таковых. Насколько мне известно, некоторые социопсихологи (да и некоторые философы задолго до появления этих манипуляторов групповыми слабостями рода человеческого) рассматривали социум как некий единый организм и пытались выводить закономерности его (социума) существования и развития, исходя из этой посылки. По мне так это попытка приготовить шашлык из сублимированного мяса - может, что-то съедобное и получиться, но это будет явно не шашлык.

Прямая увязка инстинкта и социального института допустима, на мой взгляд, лишь в качестве литературного приема, метафоры. Какой-либо серьезной, надежно верифицируемой взаимосвязи между ними найти, думаю, невозможно.

Потому, например, что инстинкт - по определению - нечто врожденное ("безусловный рефлекс"). А если благоприобретенное ("условный рефлекс" см. собачку Павлова), то - откуда бралось и кем создавалось то, что "благоприобретало" общество в виде института? Институты же создавались в процессе развития общества, причем социумы, попавшие в разные условия, создавали и сходные (наследственная монархия), и принципиально различные институты (римское право vs. монгольская Яса или "Русская правда"), а потом, вступая во взаимодействие, обогащали функционал своих инстиуттов за счет обмена информацией.

Теперь по твоим аналогиям. Армия, конечно, использует врожденный инстинкт к агрессии, более того, культивирует этот инстинкт. НО! Армия (да и полиция, кстати - любые силовики, короче) - это контролируемое насилие. И она тем более эффективная, чем более эффективен контроль. Армия становится армией - то есть институтом - и остается ей только при условии этого контроля. Без него - это не армия, а банда. С поличией то же самое.

Суды и законы. Идея о том, что закон (и суд) должен быть справедлив - относительно недавняя (восходит, пожалуй, к эпохе Просвещения). Более того, любой действующий юрист тебе скажет, что к справедливости (по крайней мере в человеческом, интуитивном понимании ("око за око", например) законы и судебная система как производное от законов, никакого отношения не имеют. Они направлены именно на отсечение инстинктивных реакций общества, регулирование их, приведение к единому знаменателю.

Образование. Заманчиво, конечно, было бы сравнить систему образования, например, с натаскиваем волчат на добычу волчицей. Если бы не одно НО! С некоторых пор (примерно со второй научной революции) образование перестало быть исключительно сохранением (путем передачи) существующих знаний, а начало стабильно превращаться в систему создания новых знаний. Что напрочь исключает инстинкт продолжения рода - "для этого нужно совсем другое" ("Тот самый Мюнхгаузен").

Вот как-то так.

P.S. "Призвать", как ты пишешь, людей к чему-нибудь (да хотя бы и к тому, чотбы начать изменения с себя) я бы, может, и хотел бы, но не дерзну. А управление - практически всегда есть процесс, направленный "сверху вниз", так что моя "система самосовершенствования", безусловно, в качестве инструмента управления - как в бане пассатижи.

Reply

shisha_hwguy November 5 2012, 12:34:06 UTC
По агентам перемен вроде договорились.

Насчет игр и различных законов по которым живет общество. Конечно все они используются, т.к. люди к ним привыкли и считают нормальными. Конечно с той поправкой, что мы все же ближе к сотовому оператору, нежели к государству.

Теперь про инстинкты. Я не говорю, что социум это единый и неделимый организм. Понятно, что в разное время вес разных социальных групп разный и по этой причине общие свойства сильно меняются. Но при этом, я исхожу из того, то инстинкты человека они в целом схожи и как базис, они дают возможность построения самых базовых принципов. Они не могут предсказать как будет работать социум целиком. Но для отдельных однородных групп, они могут довольно не плохо описывать ситуацию.

--------------------------------------------------

Теперь к социальным институтам. Заметь, что перечисленные мною институты образовались практически во всех частях света абсолютно независимо. Это как раз и есть признак того, что они опираются на некие абсолютно базовые свойства человека.

Правда я с тобой согласен, что не все было в человеке сразу. Приобретенные инстинкты конечно есть и их большинство. Но тут видимо история та же как с религией. Просто социумы, у которых институты развивались лучше, подавляли окружающие социумы чисто эволюционным путем вырезания и поглощения.

--------------------------------------------------

Теперь касаемо отличий.

С Армией и порядком, я с тобой совсем не согласен. Без порядка, армия все равно способна победить. Без агрессии, не способна. За примерами далеко ходить не надо. Вьетнам, Афган, Ирак. Если ты отбираешь у армии свойство ее базового инстинкта, она становится бесполезной.

Отличия в законах они относятся не к инстинктам человека, а к логике конкретных правителей, которые эти самые законы сочиняли. Но при всем этом идея того, что кровную месть надо как-то останавливать, она была базовой для многих законов. По сути это была первая проблема которую многие законы решали.

Ты смешал образование и науку. А их все же надо разделять. То, что является обязательным, оно как раз про передачу накопленных знаний, а не создание новых. И это ровно то, что касается 99% населения. А вот наука, это классический изолированный социум живущий своей жизнью.

-----------------------------------------------------

По моему в твоем изначальном тексте был именно призыв. А я влез в спор ровно для того, чтобы показать отличие между тем как этот вопрос выглядит сверху вниз и снизу вверх.

Reply


Leave a comment

Up