Называющий себя гражданином ожидает от государства защиты своих интересов. Называющий себя верующим ожидает от церкви утешения и морального лидерства. Те взамен требуют соблюдения законов и догматов.
Получая от государства в лице чиновников и силовиков минимум безразличие к своим интересам, а максимум - их нарушение (в виде, допустим, требований взятки или дубинкой по черепу в процессе разгона митинга), гражданин, естественно, возмущается. Получая от церкви поучения вместо утешения и демонстрацию благополучия священства вместо благочестия, верующий, естественно, недоумевает.
Но не является ли подобный конфликт следствием того, что ожидания возмущенного гражданина и недоумевающего верующего попросту не оправдались? То есть речь идет о неком разочаровании (разочарование в своих ожиданиях, кстати, более всего свойственно ребенку).
У такого разочарования есть и оборотная сторона.
Ругая чиновника или полицейского, гражданин получает удобный предлог закрыть глаза на собственные грешки и нежелание досконально соблюдать свои обязанности перед государством (согласно одному из недавних соцопросов, едва ли не половина населения России считает возможным нарушить закон, если тот "несправедлив").
Ругая священника, например, за "сребролюбие и стяжательство", обвиняя его в ханжестве за то, что тот "не соответствует канонам веры, которые сам же цитирует направо и налево" (практически за то, что священник - не святой), верующий получает удобный предлог закрыть глаза на то, что и сам он является не сильно идеальным прихожанином.
Иными словами, ругая государство и церковь за то, что те (в лице своих представителей) не соответствуют нашим идеалам, не проявляем ли мы сами инфантилизма и лицемерия?