Наконец-то выходит главная (для меня) и самая лучшая в этом году (для меня опять же) наша книга. Я прямо-таки вижу комментарии вроде "поливает грязью...", "очернительство и шельмование...", "делает себе имя на беззастенчивом охаивании великих..." и прочая, и прочая на книжных сайтах.
Андрей Колесников.
"Фарс-мажор. Актеры и роли большой политики". Шесть месяцев работы. Полторы тысячи статей и репортажей - т.е. ВСЕ, что Андрей написал за почти 10 лет в Ъ. "Тройной фильтр" - отбор, согласование с Андреем, сведение в единое целое, снова согласование, разбиение на главы и распределение, тридцать вариантов названия (это только те, что я помню). Это цитаты, эпизоды, фрагменты, которые сложились в очень и очень веселую и интересную книгу. Я сам ржал аки конь, когда ее готовил, жена хохотала до слез.
Получилось "из живого сделать еще более живое". Огромное удовольствие от работы - такого еще не было. Андрей чертовски талантлив, великолепно (и много, блин!) пишет - впрочем, дифирамбы ему петь бессмысленно. Он и так все сам знает. Что было вообще сказочно - он сам пришел к нам с этой идеей (а такое случается, гораздо реже, чем хотелось бы). Справедливости ради, надо еще поблагодарить тех неизвестных мне людей - друзей Андрея, как я понимаю - которые сделали для собственного удовольствия своего рода фанфик - нарезку из цитат. Мы просто взяли эту идею и ее развили. Спасибо им.
Выглядит это примерно так:
Церемония второй инаугурации Владимира Путина была короткой. Президент даже не стал надевать тяжелую цепь, символ власти. И правильно: без скипетра она вообще не смотрится.
***
Чернокожие сотрудники службы безопасности в белых перчатках копались в дамских сумочках с энтузиазмом застигнутых врасплох кроликов.
***
- Бронза, титан, корпус из нержавеющей стали, - монотонно перечислял где-то рядом Зураб Церетели. - Хороший памятник будет. Прочный.
***
Юлия Тимошенко показывает себя предельно функциональным политиком. Ничего личного. Ничего святого.
***
Кони ни перед кем не виляет хвостом. А те, кто хоть раз побывал в резиденции «Бочаров ручей», понимают, чего стоит так вести себя здесь.
***
Maybach эмира Катара короче Maybach короля Саудовской Аравии на 35 сантиметров, и это ужасно.
***
Владимир Путин отошел от микрофона походкой, которая вдруг выдала в нем верховного главнокомандующего довольно большой страны.
***
- Нужно помочь развивающимся странам в их развитии, - заявил президент России. - Развитые страны должны пойти навстречу развитию развивающихся стран.
***
Не так давно президенты Казахстана, Киргизии и Узбекистана играли в боулинг. Прошли даже соревнования между ними. Исламу Каримову, занявшему призовое третье место, вручили пылесос. Президент Узбекистана сразу подарил его стоявшей рядом жене Аскара Акаева. Серебряный призер соревнований Нурсултан Назарбаев отдал свой пылесос своему личному фотографу. А победитель Аскар Акаев оставил пылесос себе. Таким образом, в семье Акаевых появились два новых пылесоса.
***
Нурсултан Назарбаев привез на переговоры очень представительную делегацию. В ней в соответствии со списком участников значилась кроме самого президента, например, Дарига Назарбаева. В графе «должность» про нее было сказано просто и исчерпывающе: «Дочь президента Казахстана».
***
Геннадий Зюганов говорил долго и скучно. Так ведь и должен говорить лидер политической партии, уверенный в себе.
***
Вопрос, где Геннадий Зюганов, больше всего обрадовал Владимира Жириновского.
- Он болен! Тяжелая болезнь. Может, с летальным исходом, - мечтательно улыбнулся лидер ЛДПР.
- Я с ним связывался, - пробормотал Борис Грызлов. - По телефону он разговаривает.
- Еще пока, - успел добавить господин Жириновский.
***
Губернатор Чукотки Роман Абрамович доброжелательно не отвечал на вопросы журналистов.
***
- Интересно получается у мэра Москвы! - задумчиво сказал глава Федерального агентства по культуре Михаил Швыдкой. - Почему-то на его московских мероприятиях у него дождя никогда не бывает.
- Может, случайное совпадение? - сделал я предположение, в которое сам ни секунды не верил.
- Вы думаете? - прищурился господин Швыдкой. - А когда на федеральных мероприятиях всегда дождь идет в Москве, это тоже совпадение?
Крыть было нечем.
***
Ресторатор Аркадий Новиков придавал уверенности в себе официантам (на стол их было не меньше трех, и за каждым столом сидели шесть человек), не отходя от них и с адски доброжелательной улыбкой, полушепотом отдавая своим сотрудникам отрывистые указания, от которых они менялись в лице, на ходу решая, очевидно, что им проще будет сделать: застрелиться или попробовать исправиться.
***
Против коррупции может быть только тот, кто никогда не был ее жертвой.
***
Между министром промышленности России Виктором Христенко и министром топлива и энергетики Украины господином Плачковым состоялся содержательный разговор. Речь шла, как я понял, о ценах на транзит российского газа в Европу.
- Надо ее считать и считать, - говорил господин Плачков. - У нас формула для расчетов есть. Будем считать по формуле!
- Ну нельзя считать транзит по формуле! - объяснял ему господин Христенко.
- Ну можно! - настаивал господин Плачков.
- Ну нет! - отвечал ему российский министр.
- Ну да! - возражал господин Плачков.
- Ну нет! - повторял господин Христенко.
- Ну ладно! - вдруг согласился господин Плачков.
***
Рассказывали, что в связи с предвыборной кампанией партии «Единство» к работе специально привлекли двух психологов.
- Но они оказались, как бы помягче выразиться... теоретиками, - говорили мне. - Они Карелина, например, заставили на публике говорить про нейролингвистическое программирование. Потом Карелин послушал себя в записи, и Шойгу их выгнал.
После этого у него были еще два имиджмейкера. Они сказали, что, когда Шойгу сидит на стуле, у него топорщатся складки пиджака на спине, провели между собой ролевую игру и спустя два дня выложили на стол несколько способов решения этой проблемы - на выбор. Были тут же уволены.
***
- Комсомол - за Януковича! - кричала мне старушка, поскальзываясь на заснеженной прошлогодней траве в парке, метрах в ста от входа в раду.
***
Политологи Партии регионов в коридоре обсуждали сложившуюся ситуацию. Один из них стоял перед закрытой дверью, за которой находился его шеф, и мыслил вслух:
- В мегамашину макроэкономического и административного воздействия на итоги голосования вписан механизм системы регулированного притока-оттока голосов, и мы опасаемся, что он в эту ночь будет задействован на полную мощность…
***
Антиглобалисты протестовали против такого количества несправедливостей в мире, что я, прислушиваясь, тоже поневоле начинал чувствовать себя антиглобалистом.
***
Пока Виктор Иваныч сверлил лунки, он успел рассказать мне о происшествии, свидетелем которого стал только вчера. На бескрайнем льду залива столкнулись две машины, «шестерка» и «девятка». Столкновение было практически лобовое. «Девятке» при этом досталось больше. А еще больше досталось водителю «девятки», которого до крови избил водитель «шестерки». Тот был уверен, что это «девятка» нарушила правила, не уступив дорогу. Водитель «девятки» с риском для жизни утверждал, что почему-то нигде не видел знака «Уступи дорогу», да и вообще склонен был вызывать гаишников. Его машина, как потом выяснилось, была застрахована, и ему позарез нужна была справка для страховой компании.
- Вот это я понимаю! - восхищенно сказал Виктор Иваныч. - Вот это съездили люди на рыбалку!
***
Задержали еще одного араба, который, поленившись идти взрывать автобусную станцию в Тель-Авиве, послал свою жену.
***
Выборка почти случайная. В книге не только Путин или Медведев - там целая галерея - от президенты и чиновники, антиглобалисты и автомобилисты - все, к слову, очень простые люди. Колесников - саркастичный и лиричный, едкий и мягкий, добрый и злой и уж точно совершенно неполиткорректный.
Короче - это реклама, но ради таких книг мы и работаем.