Семена христианства на Руси

Dec 14, 2012 14:03

Остались греческие подлинные бумаги, а именно: секретарский протокол приема и крещения святой княгини Ольги, прибывшей в Константинополь вместе со своим катехизатором, священником Григорием. Ее крестили в 957 г. (митрополит Макарий), причем византийский император Константин Порфирогенит становится ее крестным. Ольга получила от патриарха наставление в вере - наставление о церковном уставе, о молитве, о посте, о милостыне, о чистоте телесной. Когда княгиня-христианка вернулась домой, то первым делом нанесла удар по язычеству, в своем имении «требища сокруши».

В крещении же самого князя Владимира (дата его смерти - 1015 г.) есть некая тайна. С одной стороны, он был непримиримым язычником, имевшим многочисленный гарем. Ради политических целей он убил своего брата Ярополка в войне 978-979 гг. и взял в гарем его вдову  - Рогнеду. И не случайно во дворе князя Владимира стояли статуи шести «национальных богов», шести языческих идолов. Поклонение им  требовало человеческих жертвоприношений, и последними жертвами языческих действий князя (по его личному приказу) стали христиане - Феодор и его сын Иоанн, первые святые русской православной церкви.

С другой стороны, его бабка Ольга была христианка, мать - пленная монахиня-гречанка, по имени Милуша. Она тоже исповедовала православие, как и полоцкая княжна Рогнеда. Кроме того, в храмах Киева шли богослужения и звучали проповеди.  Из истории мы помним, как сердца русичей были восхищены красотой храма святой Софии и красотой христианского богослужения. Но важно и то, что сердце самого князя  мистическим образом было подготовлено к таинству Крещения, жаждало покаяния и очищения.

Перед самим крещением князь «заболевает очами« и, по совету Анны, будущей супруги - христианки, сестры византийского императора, решается не откладывать более с этим событием - своим духовным рождением во Христе. Это происходит в храме святого Василия, и Владимир становится в крещении Василием, хотя в истории Руси он более известен как святой равноапостольный князь Владимир, а также как Владимир Красно Солнышко. Именно благодаря перемене его образа жизни, его свидетельства о христианстве первыми крестились киевляне - люди из племени полян. Поэтому Киев искони и считается на Руси «матерью всех городов».

Из «Жития великого князя Владимира» мы узнаем, что будущий святой крестит своих двенадцать сыновей (от разных жен), что он повелевает научать греческой и славянской письменности не только боярских детей, но и способных учеников из простого люда. Владимир вместе со священниками ходит по Киеву, собирает народ и проповедует слово Божие, научая взрослых, то есть занимается катехизацией. При этом на глазах у полян он решительно истребляет идолов. Киевляне  принимали крещение кто с радостию и веселием, или сомневаясь, но добровольно, а кто и из страха. Были и такие, кто избегал сознательного крещения. И все же крещение в Киеве проходило достаточно спокойно. Не всегда было так в других городах. Когда первый епископ Новгородский Иаким потребовал бросить деревянного идола Перуна в Волхов, в ответ на это (не без помощи языческих жрецов) произошли бунты, которые подавлялись «мечом и кое-где огнем». Можно утверждать, что весь домонгольский период на Русми был миссионерским. Постепенно, вследствие крещения славянских племен, появляются епархии: Черниговская, Белгородская, Владимир-Волынская, Туровская, Полоцкая, Новгородская и др. 

православие, Дмитрий Сергеевич Лихачев, Крещение Руси, христианство

Previous post Next post
Up